Писателя Тоона Теллегена, урожденного Антониуса Отто Херманнуса, иногда называют «амстердамским Хармсом», и особенно любят упоминать его русские корни и деда по фамилии Телегин. Его добрые детские сказки отдают неуловимым волшебством и здоровым абсурдом, как, впрочем, и взрослые. Хотя на изданиях, вышедших в России, и пишут почему-то «сказки для взрослых», это не совсем правомерно.
В отличие от Хармса, Теллеген действительно может называться детским писателем. Все-таки двадцать книг для детей против четырех для взрослых. Среди его персонажей – старушки, долгие годы живущие вместе, животные, которые дружат и ходят друг к другу в гости, не заморачиваясь соотношением размеров, вроде того Слона, который любил падать с деревьев, а однажды с утра пришел в гости к Белке и предложил ей потанцевать. Они сделали только одно движение и полетели вниз, а потом лежали на траве и думали, что танцевали они здорово! Именно этой сценой и открывается спектакль «Почти взаправду».
Это вторая постановка в рамках творческой лаборатории "Молодые режиссеры - детям", и сделала ее Екатерина Половцева, недавно окончившая мастерскую Сергея Женовача в ГИТИСе. Выбрав из коротких сказок Теллегена, не связанных сюжетно между собой, несколько, она объединила их в одно целое. Получилась яркая разноцветная мозаика, внутри которой каждая история играет собственными гранями, а в целом они составляют картину красочного детского спектакля.
Художница Ирина Уколова придумала оформление – действо украшает множество маленьких изобилующих деталями изобретений, причудливых стимпанковых вещиц, вроде аппарата для изготовления меда, или коробочки, в которую можно запереть свои счастливые дни, например, день рождения Дрозда, когда всем было так весело, а потом доставать по одному и осторожно разглядывать, любуясь, как воспоминания снова оживают в дорогих событиях и лицах. Или специального агрегата для передачи писем друзьям – кто в детстве не хотел устроить что-то подобное? Ну и что, что Слон (Роман Степенский) знает только букву «ш»? Главное же не в этом!
Сделано все, чтобы спектакль мог быть увлекательным как для маленьких зрителей, так и для их мам и пап, а найденный оттенок юмора заставлял смеяться и детей, и старших наравне.
Персонажи - животные, в замечательном исполнении артистов РАМТа – сами тоже дети, и они играют в свои игры – поедая торт в виде воздушных шариков, готовя мед, расставаясь, чтобы понять, что такое скучать друг без друга – со всей возможной ответственностью детей, для которых правила мира настолько неустойчивы, что меняются мгновенно, как только произнесено волшебное слово «понарошку». Сидящие в зале невольно вовлекаются в этот мир, в котором пока еще не существует пустяков, в котором очень серьезно относятся к таким важным вещам, как письма друзей, праздники и кленовый сироп. |