Выпуск № 3 Декабрь 2009 г.
СОБЫТИЯ
ОСЕНЬ – ВРЕМЯ «ЗАГОТОВЛЯТЬ КАПУСТУ»…
 

Рамтовский ноябрь ознаменовался сразу двумя неофициальными мероприятиями: «капустником» в честь юбилея главного художника РАМТа Станислава Бенедиктова и «посвящением в артисты» новичков театра. Причем юбилей художника вылился за рамки внутритеатрального события и стал подарком зрителям, пришедшим 1 ноября на «Портрет».

Театр – организация публичная. И РАМТ в этом отношении, без сомнения, «впереди планеты всей». В Молодежном работают зрительские клубы, регулярно проводятся обсуждения спектаклей с участием их создателей, можно даже попасть на экскурсию за кулисы. Наблюдая такую солидную активность и занятость РАМТовцев, сложно предположить, что у них хватает сил и времени на что-то еще, что от зрительского глаза сокрыто.

Однако внутренняя, сокровенная жизнь в театре не просто существует. Она не менее богата событиями, чем та, что представлена на всеобщее обозрение. И одна из самых интересных и ярких ее сторон – «капустники».

Откуда есть пошел «капустник»

Еще в незапамятные времена в деревнях центральных и юго-восточных губерний России «капустником» называли заготовление капусты «помочью». Это значило пригласить в помощь всех соседей и односельчан рубить капусту, а потом устроить веселый праздник в честь окончания работ.

Во второй половине XIX века понятие «капустник» переместилось в театральную жизнь. На актерском профессиональном языке так стали называть пирушку в честь окончания зимнего сезона.

Современный вид и содержание «капустники» приобрели в самом начале двадцатого столетия. Их появлением мы обязаны К.С.Станиславскому, с чьей легкой руки в Художественном театре стали проводиться «Веселые вечера», когда вся труппа собиралась вместе, показывая пародии и шутки.

«Веселые вечера» в Молодежном

«Капустная» жизнь существовала в ЦДТ (именно так назывался наш театр до 1992 года) всегда. Правда поначалу была она достаточно нерегулярной. Все изменилось с приходом в театр нового художественного руководителя А.В.Бородина и несколькими годами позже группы молодых актеров – Евгения Дворжецкого, Алексея Веселкина, Ларисы Моравской, Яны Лисовской, Сергея Серова.

Поначалу капустниками отмечались традиционнее праздники – Новый год, Первое апреля, День театра, Двадцать третье февраля и Восьмое Марта. Но «Веселые вечера» в Молодежном получались такими задорными и приносили столько радости и зрителям и создателям, что хотелось проводить их как можно чаще. Большое фойе, буфет, большая и маленькая сцены РАМТа видели капустники, посвященные юбилеям, премьерам и обязательно «прописке» - приему в труппу новых артистов.

Годы шли, менялась труппа – приходили новые поколения артистов. И они с удовольствием становились участниками «капустного заговора». Многие до сих пор с удовольствием вспоминают искрометные номера Бориса Шувалова, Михаила Полицеймако, Константина Карасика.

Сегодня в авангарде этого движения Алексей Блохин, Вера Зотова, Денис Баландин, Прохор Чеховской, Алексей Мишаков, Дарья Семенова и другие.

Хранителем философии «капустника» стал Алексей Блохин. Сам он скромно признается, что занимает лидерское положение исключительно в силу возраста. Еще бы, заболев этой болезнью в начале восьмидесятых, Алексей Анатольевич редко упускает возможность создать увлекательный номер:

 
 

- В какой-то момент в театре это все погасло. Наше поколение уже стало взрослым, началась серьезная жизнь. А мне еще хотелось шутить, я к этому привык – вышучивать и каламбурить по разным поводам. И вот пришли другие поколения. И я просто потому, что старше, как бы волей-неволей, получился во главе этого всего «капустного движения». Я  их «взбутотенил» на эту тему: чего мы сидим-то, ведь шуток же полно, и тем полно, по поводу которых можно пошутить… Вот так потихонечку вся эта деятельность снова началась, и длится, наверное, уже лет восемь…

Мало того, новый опыт «Блохина и компании» привнес новые тенденции в постановку «капустников» – вечера в жанре «трэш», освещение жизни маргинальных персонажей, использование высоких технологий вроде дым-машины, создание целых «капустных» спектаклей.

Закулисные «постановки» РАМТа изобилуют названиями: фруктово-овощной триллер «Месть Чипполино», спектакль-катастрофа «Блохи на умирающей собаке», высокотехнологичный «Магазин «Все для искусства», «Новый год в итальянском городе» а-ля Феллини, «Немое кино», "Призраки".

- А еще «капустники» - это потрясающий актерский тренинг, - считает Алексей Блохин. Не всегда есть возможность играть в театре все, что ты хочешь. А здесь то, что ты придумаешь, то и играешь.

- Это абсолютно точно, - подтверждает Денис Баландин. -  Когда бы мы сыграли персонажей из «Гарри Поттера»? Если бы только нас пригласили в Голливуд! А вообще, я думаю, это очень важно, когда в театре живы капустники и они очень смешные. Это значит, что  у нас здоровый климат внутри. Здоровые отношения. Я знаю другие театры, где хотели бы насильственными методами насаждать проведение «капустников», но ничего не получается. Потому что просто так это не возникает…

Фотографии, видео и отзывы о «капустниках» РАМТа можно найти в живом журнале театра. Хотя, конечно, они никак не могут претендовать на полноту передачи атмосферы праздника.

Искусство «капустника» эфемерно. Номер играется один раз, в данный момент, в конкретной аудитории – это сотворчество актеров и зрителей. Все решается здесь и сейчас – в  этом прелесть и уникальность «капустного» спектакля.
Но, несмотря на это, в театре давно циркулируют идеи готовить такие вечера более тщательно и даже ввести их в репертуар. Правомерен ли замысел –  вопрос спорный. Но, как говорит Алексей Блохин, надо попробовать: «Ляпнуть» один раз, чтобы сразу не сдаваться. И уже решать». Что ж, посмотрим. Может быть, в скором времени РАМТ будет гордиться еще одной из своих премьер.



Мария Рузина

 
 
Портрет Тема номера События Страница памяти Анонсы Зрительский опрос Обсуждение номеров Архив номеров Театр+ Закулисье На спектакль! Семейный просмотр В театр с учениками Редакция Ссылки