В рассказе Виктора Драгунского «Смерть шпиона Гадюкина» Дениске поручили очень важную роль. В школьном спектакле он должен был сымитировать сигнал телефона при помощи велосипедного звонка. И «озвучить» пистолетный выстрел, стукнув доской по стулу. И ни то, ни другое у него не вышло. Дениска опустил звонок в карман, начисто о том забыв. А нанести удар по стулу помешала… кошка, которая пробралась на сидение и получила доской по хвосту. Мохнатая бестия закричала диким голосом и выскочила на сцену. Школьный спектакль оказался на грани срыва…
В отличие от юного «дарования», придуманного писателем Драгунским, звукооператоры РАМТа справляются со своими обязанностями на твердую «пятерку». О них наш материал.
Святая святых «повелителей звука»
«В нашем радиоцехе работают люди трех профессий: звукооператоры, звукорежиссер и инженер, - рассказывает звукооператор РАМТа Ольга Чепяленко. – Звукорежиссер разрабатывает концепцию музыкального оформления спектакля. Инженер отвечает за работоспособность оборудования. В обязанности же звукооператора входит подбор музыки, выбранной звукорежиссером, монтаж звукозаписей, подбор или запись голосового и шумового оформления. И, конечно же, само ведение спектакля: он должен вовремя включать и отключать фонограмму, вводить в действие работу микрофонов».
Непосвященному обывателю, коим до сего момента являлись и мы, может казаться, что работа звукооператора похожа на работу диджея, то и дело меняющего диски и «дающего звук» в эфир. Попав в радиоаппаратную – святую святых радиоцеха –– понимаешь, что звук в театральном спектакле – это таинство.
Рабочее место «хозяев звука» – маленькая комнатушка в самом центре первого яруса с большим прямоугольным окном. Через него сцена видна, как на ладони, и слышно все реплики актеров, потому как в окошке нет стекла. Во время спектакля оператор сидит перед большим микшерным пультом и внимательно следит за действием. Пульт, снабженный невероятным количеством кнопок и рычажков, соединен с проигрывателями компакт - и минидисков (с которых «запускаются» фонограммы), а также с многочисленными коммутаторами, позволяющими управлять работой микрофонов и колонок.
Глядя через окно на сцену, создается захватывающее ощущение, что всем театральным действием управляют именно тут, нажимая на кнопки и передвигая рычажки. Конечно же, это не так, но есть тут и доля правды. Если звукооператор отвлечется хоть на минуту и вовремя не зашумит море, корабль Грея, того и гляди, задержится в пути, потому что и рабочие сцены, двигающие декорации, и осветители, освещающие корабельный путь, и артисты могут ждать «шумовой команды».
Для четкой работы у звукооператора есть строгий сценарий действий – звуковая партитура. Но театр – искусство живое и часто непредсказуемое. Поэтому аппаратная звукооператора снабжена телефоном, передатчиком для экстренной связи с помощником режиссера, а также рацией для общения с коллегой-звукооператором, работающим за кулисами с микрофонами.
«Пушки» и «лягушки» на службе в театре
Микрофоны «играют» не в каждом спектакле. Но рассказать о них интересно. Ведь в зависимости от предназначения звука, в театре используются и самые разнообразные виды микрофонов: проводные и беспроводные, большие и маленькие, объемные и плоские. Задача звукооператора – «подзвучить» спектакль так, чтобы микрофонов не было видно. Беспроводные – радиомикрофоны – очень маленькие и фиксируются на одежде артиста при помощи зажима-«петлички». Артисту, работающего с таким микрофоном, нужно, во-первых, спрятать его под одежду, под шарфик или воротник. А во-вторых, работать очень осторожно, потому что любое трение о костюм будет усиливаться через колонки и может превратиться в настоящий гром.
Но и это еще не все – радиомикрофон снабжен передатчиком - трансмиттером, благодаря которому и осуществляется связь с главным пультом. Этот передатчик работает при помощи батареек, которые меняются перед каждым спектаклем, чтобы он не разрядился в самый неподходящий момент. Трансмиттер крепится на поясе артиста и создает дополнительный вес. Поэтому прыгать и танцевать с ним нужно предельно аккуратно, чтобы не разбить его о декорации или сцену.
Кроме радио-, в спектаклях используются и напольные микрофоны – «пушки», которые обычно ставятся в кулисах, и совершенно плоские и почти незаметные микрофоны-«лягушки», которые кладутся на пол.
На микрофоны часто надевают мягкие поролоновые чехлы, которые защищают их от ветра и посторонних звуков.
Использование микрофонов всегда соответствует задачам, которые ставит звукорежиссер.
В каких же спектаклях и зачем «играют» микрофоны?
Например, в «Береге утопии» при помощи микрофонов говорят умершие персонажи. Для того, чтобы создать ощущение, будто человек говорит из иного мира, и условно разделить на сцене живых и мертвых героев, используется так называемый эффект «холл», который позволяет достичь впечатления «размытости», удаленности голоса.
В «Чисто английском привидении» Алексей Блохин, играющий Привидение, говорит в радиомикрофон, что создает эффект призрачности его персонажа.
В «Лоренцаччо» в сценах, происходящих в церкви, используются микрофоны, чтобы создать эхо, похожее на то, что появляется под куполом храма.
В спектакле «Приключения Тома Сойера» микрофон, стоящий в кулисе, тоже создает эффект эха - голосов и падающих капель воды в пещере.
А в музыкальном спектакле «Алые паруса» – ближайшей премьере РАМТа – будет задействован весь арсенал «невидимых» радиомикрофонов телесного цвета, похожих на тонкий проводок. Они крепятся на щеку артиста при помощи специального пластыря, и с ними можно позволить себе больше двигаться, танцевать и петь.
|
Колонки в партере |
Ну, а раз есть звук, значит, есть и колонки. На профессиональном языке – акустические системы или звуковые мониторы. В театре достаточно много мест, где они размещены. Если вы внимательно приглядитесь, то увидите очень крупные мониторы на ярусе, и очень маленькие в партере. А вот колонки в порталах зрительного зала, кулисах, в ариере (галерка в задней части сцены) и над сценой сокрыты от глаз зрителей.
Звук не всегда подается на все колонки сразу. Например, для передачи звона разбившейся вазы в спектакле «Самоубийца» используются только колонки в ариере.
Природа звука
Радиоппаратная, из которой ведется спектакль – не единственное место, где работают звукооператоры. В их распоряжении другие помещения аппаратной, снабженные компьютером, на котором проводится монтаж звукозаписей, а также хранится необходимое оборудование для организации звукового оформления спектакля: микрофоны, стойки, соединительные кабели и многое-многое другое.
Базы звуков (шум ветра, дождя, плач ребенка, лай собак) работники радиоцеха в основном черпают из Интернета. Наивысшим качеством обладают базы BBC, Sony Pictures, Disney. Но есть они и в свободной продаже.
|
О профессии нам рассказала звукооператор Ольга Чепяленко |
Однако не все звуки, необходимые звукорежиссеру, можно найти. Некоторые шумы Ольге и ее коллегам приходится записывать самостоятельно в радиоаппаратной, которая при необходимости служит звуковикам и студией. Например, шумовое оформление для спектакля «Приглашение на казнь» - звон бокалов и звук из ночного горшка Цинцинната - после продолжительных экспериментов с жидкостями был записан радиоцехом РАМТа.
Приходится записывать и голосовые фонограммы. Для того же спектакля «Приглашение на казнь» - голос за «кадром», объявляющий «День первый», «День второй»… Для «Тани» - воронье карканье, прогноз погоды и транслируемый по радио парад. Для записи голосов в РАМТе есть даже небольшая студия.
А вот о звуковом оформлении выстрелов, в отличие от Дениски из рассказа Драгунского, звукооператорам РАМТа беспокоиться не приходиться. За огнестрельное оружие в театре отвечают реквизиторы. |