|
Нечистая сила - Людмила Цибульникова и Людмила Пивоварова |
Черная комната, таинственный полумрак. На сценической площадке –мирный сельский дворик: скамьи вдоль стен, редкий плетень, украшенный цветами, музыкальными инструментами и другим реквизитом, назначение которого пока не так очевидно. Молодой режиссер Марфа Назарова мягко сообщает о том, что жанр спектакля «Бесстрашный барин» - страшная-страшная сказка, рассказанная на ночь. Кто бы мог подумать, что через минуту на сцене будут препарироваться такие понятия, как природа страха, мистическая боязнь колдовства, сакральный ужас перед смертью. Словом, все то, что пугало, пугает и будет пугать человечество, независимо от уровня его развития.
Гаснет свет. В кромешной тьме, загадочно шурша и перешептываясь, на сцену пробираются актеры. Через мгновение мы уже рассматриваем их светлые фигурки в свободных крестьянских рубахах да платьях. Они устроились на скамейке, как на жердочке. Какая безмятежность! И размеренная песня как нельзя лучше вторит общему настроению. Лишь одному из героев (М.Шкловский) песня эта – скука смертная, и елозит он на скамье от еле сдерживаемого желания исследовать мир.
|
Бесстрашный барин - Михаил Шкловский |
Да, за этим дитятей глаз да глаз нужен! Изучая все вокруг, он не видит опасностей, которые сам же с успехом и организует. Что за славная игра – встать под падающую скамью, рискуя разбить себе голову, или затолкать спицу в рот. И вообще «чем страшнее, тем лучше» – интереснее! Чувство страха ребенку неведомо. Он совершает такое, что молодым мамочкам и в кошмарных снах не приснится. И, вскочив с постели, бросаются они в детскую, успев в самый последний момент «соломки подстелить».
|
Сцена из спектакля |
Но то была присказка. А вот и сказка. «Захотелось барину странствовати, страсти спытати». Дитятко-то наше характер обнаружило - обернулось капризным барином! Стребовало сказку ему сказывать, да пострашнее! Тут все «бабки да няньки» (А.Мишаков, Л.Пивоварова, Л.Цибульникова, А.Ковалева, Р.Степенский, А.Бобров, Д.Баландин) пустили в ход всю свою выдумку – придумали для него сказочку, а и сыграли в ней сами…
|
Повешенный - Бобров Алексей, Мертвый колдун - Баландин Денис |
Отправился Барин в странствие с верным слугой своим Фомкой. И непременно-то ночью. И спать-то остановился в крайней избушке с мертвым колдуном. А когда проснулся колдун да начал драться – не испугался, и с собой его забрал. Вот бесстрашный барин! Встретился ему в чаще повешенный - снял его, да в телегу положил. «Вчетвером – веселее!»
|
Сцена из спектакля |
Вот бесстрашный барин! И в город-то пробрался, и слуг своих мертвых протащил. И в царском заколдованном дворце не побоялся на ночлег устроиться, да всю нечисть оттуда прогнал! Вот бесстрашный барин! Какой умный да разумный! Как у него все складно получилось! Ай да удалец! А какой выдумщик! И сам не соскучился, и нам соскучиться не дал. Какую игру затеял! Все-то со смекалкой. Уж если в путешествие, то на поезде или автостопом. (А что – сказка ведь – все можно!). А уж если в заколдованный дворец, то непременно в живой, говорящий, двигающийся. |
|
|
Бесстрашный барин - Михаил Шкловский , Фома - Алексей Мишаков |
Спектакль просто переполнен интересными деталями. Каждый, пусть даже незначительный, поворот сюжета добросовестно оправдывается, чтобы дитятко поверило. Но верит и зритель. Верит, и невольно включается в игру, цель которой – заметить как можно больше забавных подробностей и ассоциаций.В результате оригинальная афанасьевская история, воспринимаемая при чтении абстрактно и отстраненно, оживает, приобретает четкие очертания, становится понятной, теряя свой мистический колорит.
|
Сцена из спектакля |
Однако же мы отвлеклись от нашего героя. Что-то он поделывает? Нечисть побеждена, колдун с повешенным на телеге в сарае лежат (проснутся ночью, подерутся, а с петухами снова спать – до следующей ночи), верный друг Фомка в деревню уехал. А сам Бесстрашный барин почивает на лаврах, обласканный преданными нянюшками. Приключения закончены? Не тут то было! Он заигрался и желает продолжить подвиги! Что ж хочешь – будет тебе и продолжение!
|
Бесстрашный барин - Михаил Шкловский , Фома - Алексей Мишаков |
Заполонили черти зеленый луг и сделали из него трясину да болото; прежде королевская семья тут гуляла, а теперь нельзя стало ни пройти, ни проехати – сильно топко! Догадался бесстрашный барин, в чем тут дело-то и слуг своих верных – колдуна да повешенного – опять отправил с нечистью воевать. И добыли ему слуги такую расписку, что позволяла бы по этому лугу вдвоем ходить. Схватил барин расписку да и столкнул своих покойничков в болото – не нужны больше. А сам перед честным людом на добром коне по болоту тому разъезжает да бахвалится. Ведь как славно он все «придумал и организовал»!
Но недолго наслаждаться ему властью над нечистой силой. Бесы догадались, что не обязательно им барина слушаться. Пусть честной люд слушается, а они – не честные! Да и сам-то он разве честный? Вон как с преданными слугами поступил! И вот уже Бесстрашного барина, а заодно и Фомку, затягивает трясина. Когда их лица, рвано освященные белым мигающим светом, превращаются в гримасы, трудно не испытать смятения…
|
Сцена из спектакля |
И вновь светлые курочки дремлют на скамейке-насесте. Из-под брошенного на пол одеяла, которое только что зияло жадной трясиной, выбирается наш герой. В замершем зале раздается возглас: «Приснится же такое!» Так это был сон? «Ну, все, все, успокойся, только сон. Ш-ш-ш…»
Спектакль закончен, а я так ни разу и не испугалась, как и детишки из первого ряда. Прохохотав весь спектакль над мертвецами, колдунами и всякой нечистью, уже, наверное, и не испугаешься ничего. А темноты – так уж точно. Рассмеяться страху в лицо – вот он настоящий эликсир бесстрашия. Эликсир, искусно приготовленный для нас Марфой Назаровой.
Мария Рузина
Интервью с режиссером читайте в рубрике События |
|