Эта колоритная история, пересказанная русским фольклористом и потомственным корабелом Борисом Шергиным, самым чудесным образом была воплощена мультипликаторами. Но как представить себе эту сказку на сцене? Как вмиг возвести дворец или построить хрустальный мост в пределах Маленькой сцены РАМТа? Оказывается, вовсе и не нужны тут мудреные, роскошные декорации, костюмы царей и их дочерей. Авторы спектаклей проекта «Молодые режиссеры – детям» считают, что при создании современного детского спектакля важно довериться фантазии, как в детстве. И тогда маленьким зрителям будет так же интересно, как и самим артистам, участвовать в происходящих на сцене событиях.
О премьере «Волшебного кольца», состоявшейся 14 февраля, рассказывает ее режиссер, выпускник мастерской Сергея Женовача в РАТИ Александр Хухлин.
– Чем Вас заинтересовал рамтовский проект по постановке спектаклей для детей?
– На первом курсе у нас был целый семестр, посвященный русским народным сказкам. Это было очень интересно и неожиданно. Обычно все делают этюды по картинам, показывают животных – эти задания тоже были, но сказки запомнились особенно. Мы разбирали выбранные сказки с Сергеем Васильевичем, читали Проппа (В.Я.Пропп «Морфология сказки», Ленинград, «ACADEMIA», 1928 г. - прим.ред.), и я не переставал каждый раз удивляться, какая глубина таится в самой простой на первый взгляд сказке. В конце четвертого курса появилось предложение сделать заявку на спектакль со взрослыми артистами в Молодежном театре. Сомнения были, казалось, детский спектакль – это не серьезно. Но после первых встреч с артистами и Алексеем Владимировичем возникло ощущение, что предстоит очень интересная работа. И будет возможность поискать и поэкспериментировать.
– Этот поиск Вы совместно с артистами осуществляли?
–В первую очередь с артистами. В какой-то момент я поймал себя на мысли, что какие-то решения, которые у меня были, лучше придержать и внимательнее слушать предложения ребят. В результате мы сочиняли спектакль вместе, на равных. У меня была больше роль некоего модератора, создающего логику событий. Так что получился не столько мой режиссерский, сколько наш общий спектакль. Нам с художниками помогали службы и цеха театра всегда готовые к поиску нестандартных решений. За это им отдельное и большое спасибо.
– Основная идея проекта «Молодые режиссеры – детям» в том, чтобы молодые режиссеры, которые ближе по духу к подрастающему поколению, нашли наиболее подходящие формы взаимодействия с маленькими зрителями, создавая спектакль. Чем же отличается работа над современным детским спектаклем, и каким он должен быть?
– Мы сразу договорились с артистами, что не будем делать «детский спектакль». То есть будем разговаривать с детьми открыто – без скидок на их возраст, и только о том, что нам сегодня действительно кажется важным. Я думаю, это правильный подход – если история трогает нас, если мы искренни в своих чувствах, в своей игре – это будет интересно и детям, и взрослым.
|
|
Безусловно, у спектакля должна быть интересная игровая форма. Это поморское сказание. И вся сценография продиктована тем, что рыбаки рассказывают историю, используя вещи, которые нашли на причале: старые ящики, в которых возили грузы, корабельные канаты, старые спецовки и фонари со списанных кораблей. Нам с художниками очень хотелось создать фантастические ситуации из настоящих подлинных вещей. Это получается такой, как говорил Питер Брук, «грубый театр». Мы отказались от бутафории и играем с живыми вещами. Берем ящик, и с помощью своей фантазии превращаем его во что угодно: и во дворец, и в причал.
– Ведь это должно быть очень интересно детям, которые точно так же играют друг с другом, представляя шкаф, например, паровозом.
– Да, безусловно, это игра в сказку. Никаких специальных декораций, все рождается здесь и сейчас с помощью фантазии, выдумки артистов, их желания рассказать историю.
– Почему Вы выбрали именно эту сказку – в пересказе Шергина? Это ведь очень непростая вещь – вещь с историей? Большой риск ставить спектакль, когда есть конкурент в виде мультфильма?
– Это один из моих любимых мультфильмов. И у нас были опасения, что мы с ним «пересечемся». Но, когда стали вчитываться в сказку, то поняли, что возникает совсем другая история, отличная от той, что сложилась в мультике. Это – история о волшебном кольце, и тут сразу возникает много ассоциаций: и «Властелин колец» Толкиена, и древнегерманские мифы. Что это за испытание «кольцом всевластия», которое устраивает Ване дочерь Змеиного Царя? Почему она сбежала от своего папы в мир людей? Кто такой Змеиный Царь, предыдущий хранитель кольца? Какой выбор сделает Ваня, получив кольцо?
Вопрос возникает за вопросом, и если не спешить с выводами, история сама начинает открывать свою структуру… вести за собой. Сказка перестает выглядеть как просто забавная история, в ней прочитываются очень ясные и близкие нам человеческие ситуации. Например, история про Ванино взросление. Ведь в мультфильме он по сути своей не меняется. А в сказке Шергина – обретает свою самостоятельную позицию. Все это и стало для нас камертоном в работе. Быть честными и говорить только о том, что нас действительно взволновало.
– А Вы повзрослели, работая над спектаклем?
– О, да! Это моя первая работа в академическом театре. И работа по подготовке и выпуску спектакля принесла хороший опыт.
– В нашем театре продолжили бы свой творческий путь?
– В театре очень хороший коллектив и очень профессиональный. В нашем спектакле играют три поколения выпускников с курса Алексея Владимировича, выпускники Щукинского училища и всех объединяет ощущение одной театральной семьи. Это очень дорого. Так что я бы с удовольствием продолжил здесь работать.
Лиза Черных |
|