Дело не в том, чтобы научиться рисовать,
а в том, чтобы научиться мыслить.
Стендаль
Спектакль РАМТа «Красное и черное» - не изящно-кринолиновая постановка романа Стендаля. Это погружение не столько в другую эпоху, сколько в иное художественное пространство, полное игры цветов, перемешанных красок, условности, воображения и реальности. «Править бал» будет загадочный художник Мале (Алексей Блохин). В его руках - палитра всего из двух цветов: красного и черного. Но их хватит для яркой картины, где искусство станет отражением жизни.
|
Художник Мале – Антон Шагин, Жюльен Сорель – Денис Баландин |
Художник своевольно смывает почти всю политическую линию романа Стендаля, он тщательно вырисовывает историю чувств, нравов и роковых ошибок героев.
Мале в спектакле - не только художник. Он отражение. Его нет, и он есть. Он скрещивает шпаги и переплетает жизни. Он внутренний голос главного героя и острый на язык наблюдатель. Мале внимательно прислушивается к каждому слову героев, а может, знает все наперед. Он мудрец, изрекающий афоризмы, которые на протяжении веков ценят за красоту слова и мысли.
В начале спектакля еще светит солнце, герои в светлых костюмах, и страсти пока не оставили следов на симметричном платье госпожи де Реналь (Нелли Уварова). В центре сцены в стене декорации мы видим стеклянный квадрат: на нем можно нарисовать все, какую угодно судьбу. Художник взмахивает кистью, и первый алый штрих появляется на прозрачном полотне.
Красный цвет у Стендаля — это пыл и кровь, восторг и ужас, жизнь и смерть, огонь и борьба, преступление и страсть, которая думает только о себе.
|
Жюльен Сорель – Денис Баландин |
Только о себе думает главный герой Жюльен Сорель (Денис Баландин). Он сын плотника, и потому его врожденное благородство ничего не значит без социального статуса и состояния. Он талантлив и амбициозен - честолюбец, мечтающий занять свое место под солнцем. Он азартный игрок, бросающий вызов судьбе. Его кумир - Наполеон.
Жюльен Сорель в исполнении Дениса Баландина, наверное, идеальное попадание в образ. Мы видим все перемешанные оттенки натуры героя: болезненное тщеславие, холодность, точный расчет и в то же время романтизм, смелость, обуревающие его страсти.
В одном из своих интервью Денис сказал, что самым сложным в работе над ролью было полностью уйти от образа князя Мышкина (спектакль «Идиот»). Действительно, эти два характера абсолютно противоположны по своей сути. И все же общее начало у этих ролей есть - это глубокий психологизм характеров. Интересно и то, что сыгравший Сореля в знаменитой киноэкранизации «Красного и черного» Жерар Филипп до съемок в «Красном и черном» был известен ролью князя Мышкина в фильме по роману Достоевского.
Стендаль: «Страсти нельзя увидеть непосредственно глазами, как например, пожар или погребальные игры. Видны только их проявления... Их можно найти в собственном своем сердце».
|
Сцена из спектакля |
На прозрачном квадрате все отчетливее видны густые, липкие мазки. И вот уже на когда-то белых одеждах госпожи де Реналь - алые штрихи. От сцены к сцене они расплываются по платью, кровоточа из области сердца. Ведь в нем поселилась внезапная и запретная любовь к Сорелю. А еще поселились муки совести, но им не тягаться по силе своей со страстью до дрожащей хрипоты в голосе. Когда сама атмосфера напряженно пульсирует неслышным биением сердца. Жюльен намеренно влюбляет в себя Луизу де Реналь. И только Мале знает, что все рассчитать невозможно.
|