2 октября в Лужнецком зале Государственного центрального театрального музея им. А. А. Бахрушина состоялось открытие выставки работ главного художика РАМТа Станислава Бенедиктова.
Ее название «Берега надежды» включило в себя названия двух важнейших в творчестве художника работ - «Большие надежды» по Диккенсу и «Берег утопии» по Стоппарду. Оба спектакля родом из РАМТа – театра, где Станислав Бенедиктович работает уже почти 30 лет.
«Это настоящее счастье – радоваться в жизни такими авторами, как Диккенс, Чехов, Тургенев, Пушкин, Стоппард… Это не просто писатели, а огромные острова, целые континенты. Почувствовать и расшифровать их, вот так в одно объединить наши души – это для меня большая радость», - говорит художник.
Станислав Бенедиктов – художник признанный. Об этом свидетельствуют его многочисленные титулы: главный художник РАМТа, народный художник России, лауреат Государственной премии РСФСР, лауреат Премии Москвы, член-корреспондент Российской академии художеств, секретарь СТД РФ по сценографии, заведующий кафедрой «Технология художественного оформления спектакля» Школы-студии им. Вл. И. Немировича-Данченко при МХТ им. Чехова.… Но я осмелюсь предположить, что ближе всего сердцу художника именно то звание, что всегда упоминается в первую очередь, и произносится им самим с особой интонацией.
И потому так много макетов и эскизов представляют давно уже ставшую ему родной сцену Молодёжного. И не случайно первое слово на открытии выставки было предоставлено художественному руководителю РАМТа Алексею Бородину:
- Я помню, как когда-то, совсем ещё юным художником, Стасик стоял на сцене Большого театра на поклонах премьеры "Деревянного принца" Бартока. Рядом с ним стояла балетмейстер спектакля - Галина Сергеевна Уланова. Это впечатление меня сразило своей грандиозностью… То же самое я испытываю и сейчас, потому что Музей Бахрушина - для нас всегда место особенное. Здесь выставляются театральные художники, признанные мастера своего дела. И вот мы видим выставку работ нашего любимого друга, которым очень гордимся и дружба с которым чрезвычайно содержательна. Эта содержательность включает в себя его личные качества и тот высокий уровень мастерства, который он здесь представляет.
Выставка приурочена к 65-летию Станислава Бенедиктова. Она включила в себя не только сценические работы художника, но и его станковую графику – рисунки из серий «Окна», «Зимний сад», «Вятка», «Больничка». Алексей Владимирович подчеркнул, что театральные художники в большинстве своём редко делятся тем, что волнует их каждую минуту. А здесь перед нами – вся жизнь творца, «наполненная беспокойством и нервными окончаниями, мечтой, стремлением к гармонии». В этом и состоит принципиальное отличие «Берегов надежды» – выставки не просто сценографа, а прежде всего человека – искреннего, остро чувствующего жизнь и обладающего даром делиться своими чувствами – с полотна или со сцены.
Экспозиция выставки – два пространства – театральное и личное, сценография и графика, две грани жизни художника. Они с одной стороны, вступают в спор, а с другой, дарят друг другу идеи и творческие находки. Жизнь – театру, театр – жизни…
Вам кажется, работа сценографа заключается лишь в том, чтобы «одеть» сцену и расставить на ней элементы декораций? В действительности, сценограф, как и любая другая творческая профессия – это состояние души. Театральный художник вкладывает в работу всего себя. И первое, что мы видим в театре, когда открывается занавес – сценографа, незримо присутствующего во всём пространстве сцены.
В день открытия выставки прозвучало много добрых слов. Одними из самых важных были слова учителя С.Бенедиктова - художника Татьяны Сельвинской. Отметив его счастливый путь в профессии, связанный с лучшими режиссёрами (А. В. Бородиным, А. Б. Петровым, О. Н. Ефремовым, Б. А. Покровским, А. П. Клоковым, Ю. И. Ереминым, М. Г. Дотлибовым, и др.), Татьяна Ильинична заметила:
– Бородин работает только с ним. Мне посчастливилось сделать с Бородиным лишь два спектакля, причём только потому, что Бенедиктов был занят.
Однако роль Татьяны Ильиничны в судьбе Станислава Бенедиктова невозможно переоценить: она как никто другой повлияла на становление его личности, оградила его от типичных ошибок молодых талантливых художников:
– Когда судьба начала ему улыбаться, я за него страшно испугалась, потому что ранняя слава всегда опасна. Я сидела на всех спектаклях и мучительно выискивала, какую бы «гадость» ему сказать. Думаю, что тогда он меня «ненавидел». Тем не менее, звёздная болезнь его не коснулась. И теперь более ответственного человека в театре, чем Бенедиктов, я не знаю. |