Осенний сезон РАМТа богат на участие в фестивалях. 25 октября на VII Международном театральном форуме «Золотой Витязь» представлен спектакль «Приключение капитана Врунгеля». В рамках международного театрального фестиваля «Большая перемена» с 31 октября по 4 ноября проходят премьерные спектакли «Как кот гулял, где ему вздумается» и «Почти взаправду».
О целях участия в фестивалях и фестивальных планах сезона рассказывает директор РАМТа Владислав Любый.
- Зачем проводятся театральные фестивали?
Театральный мир страшно разобщен. Мы совершенно не знаем, что происходит в театрах Вологды, Екатеринбурга или Саратова. Так же как и они не имеют объективного представления о нас. Существуют два способа это разобщение преодолеть: фестивали и гастроли. Любой фестиваль – это прежде всего возможность разным театрам посмотреть друг друга, обменяться впечатлениями и опытом с коллегами.
Так «Большая перемена» подразумевает показ спектакля не только для профессионалов, но и для зрителя. Вторая его задача – показать иностранным коллегам российские спектакли, а российским специалистам – иностранные.
В самом названии фестиваля и в его девизе зашифрована его цель. К примеру, «Золотой Витязь» отбирает постановки, которые оказывают наилучшее нравственное влияние на молодого зрителя. То есть получается, не только театр пытается показать свое лицо, но и сам фестиваль, формируя свою афишу, гордится спектаклями, которые отбирает.
В 2004 году наш театр принял участие в международном фестивале «Chekhov forever» в Китае. Его организаторы попытались найти в каждой стране мира по одному спектаклю по А.П.Чехову, который мог бы представить свою страну и свое видение чеховской драматургии. И, конечно, они интересовались спектаклями не только нашего театра. Но посчитали, что Россию должен представлять РАМТ и его «Вишневый сад».
Обычно фестивали имеют свою тему. Но есть и исключения. Например, Эдинбургский театральный фестиваль, целью которого является представление всей палитры театров – от уличного до кулуарного. И чем разнообразнее, разноформатнее спектакли-участники, тем более успешным считается сам фестиваль.
- Почему для показа на «Большой перемене» выбраны маленькие детские спектакли?
- Сегодня во мнении театральной общественности закрепилась европейская позиция, что детские спектакли могут существовать только в малой форме. В Европе практически невозможно найти детский спектакль, рассчитанный на 700 зрителей. Разве только в порядке исключения – например, в берлинском театре «Колокол».
В России же с советских времен существуют театры для детей с большими залами. Но сегодня и в нашей стране стала закрепляться тенденция к постановке кулуарных спектаклей для детей. И на международном фестивале «Большая перемена» существует убежденность, что спектакль для детей должен быть обязательно маленьким. На конференции в РАМТе («На пути к зрителю: программа партнерства», апрель 2008) директор фестиваля открыто заявила, что большой спектакль - это античеловечно, и он не воспитывает, а разрушает зрителя. Однако важно понимать, что причина нежелания фестивалей приглашать к участию спектакли для детей на большой сцене может быть не только идеологической, но и финансовой. Ведь это очень дорогое удовольствие – привезти большой спектакль!
«Большая перемена» очень заинтересовалась нашим спектаклем «Как кот гулял, где ему вздумается». Мы знаем, что специально приедут датчане и норвежцы, чтобы его оценить.
- Какие спектакли РАМТа примут участие в фестивалях в этом сезоне?
- Мы примем активное участие во Всероссийском фестивале театрального искусства для детей «Арлекин». А. В. Бородин стал президентом этого фестиваля. На нем мы хотим представить все четыре спектакля выпускников мастерской С. Женовача, поставленные в рамках проекта «Молодые режиссеры – детям». Цель участия в фестивале именно этого проекта - показать не только спектакли РАМТа, но и продемонстрировать другим городам, как можно спровоцировать молодое поколение режиссеров ставить детские спектакли в театре. Мы хотим помочь осуществить аналогичный проект и в Санкт-Петербурге, но только с выпускниками санкт-петербургского театрального вуза. |