|
Проект «Молодые режиссеры – детям» стартовал в РАМТе еще в прошлом сезоне, когда выпускникам Мастерской Сергея Женовача в РАТИ было предложено защитить свои идеи детских спектаклей. Из шести отсмотренных Алексеем Бородиным отрывков, сыгранных артистами РАМТа, к постановке в театре были одобрены четыре!Сентябрь этого года ознаменовался первым спектаклем проекта - «Как кот гулял, где ему вздумается», поставленным норвежкой Сигрид Стрем Рейбо по Киплингу. 17 октября состоялась вторая премьера. Ее режиссер - Екатерина Половцева, уже успевшая в прошлом сезоне принять участие в проекте «Опыты» театра «Современник» и выпустить там «Неожиданный случай» А.Н.Островского. Ее рамтовский спектакль для детей «Почти взаправду» поставлен по сказкам голландского сказочника Тоона Теллегена. Несмотря на присущие ему иронию и юмор, его истории затрагивают главные человеческие вопросы дружбы, любви и преданности. На вопросы о спектакле отвечает Екатерина Половцева.
- Чем Вам близки сказки Теллегена?
- Есть такие вещи, которые очень сложно объяснить и не хочется даже объяснять. Я могу начать говорить: абсурдным мышлением, глубоким пониманием каких-то комплексов… да, это все есть. Я очень люблю Теллегена, он мне созвучен. И у меня была давняя мечта поставить его сказки на сцене.
- В сборнике Теллегена много интересных и забавных сказок, по какому принципу Вы отбирали их для спектакля?
- Я люблю все сказки, но есть такие, которые затрагивают какую-то глубокую тему, а есть просто про то, как Муравей с Белкой сидят и разговаривают о разных пустяках. Они тоже замечательные, «атмосферные», но в них ничего не происходит, поэтому не очень понятно, что с этими сказками делать и как их ставить.Или, например, сказка про Жука, который вывернулся наизнанку и попросил друзей рассказать, что они видят у него внутри. Это достаточно сложно воплотить на сцене, и такие вещи автоматически исключаются, нравятся они или нет.
А есть истории, в которых есть конфликт, некая драматургия отношений. Ты уже видишь, что они выгодно будут выглядеть на сцене, и включаешь их в постановку.
Если ты берешь прозаический материал, тем более такой, как короткие сказки или новеллы, их нужно как-то соединить, найти ход. В сказках Теллегена сложно выбрать какую-то сюжетную линию, например, только Муравья, Белки и Слона. Жаль терять других героев. И поэтому у нас получилась такая композиция, где есть сказки про Муравья и Белку, про Белку и Слона, про них троих. А также про других замечательных персонажей, некоторые из которых у Теллегена только в одной сказке присутствуют, но мимо которых пройти невозможно. Ласка, например.… В мире автора все переплетается, все друг друга знают. И все эти звери создают некий мир, мир мышления, похожий на внутренний мир ребенка.
- Зрители в антракте много и восторженно обсуждали бутафорию, некоторые даже захотели у себя дома провести «почту на веревочках». Кто выдумал так много необычных механизмов, играющих в спектакле?
- Это потрясающая художница Ирина Уколова. Мы с ней уже давно мечтали о детском спектакле. Все придумала она: и почту, и аппарат для приготовления меда, и коробочку с воспоминаниями, и все декорации. Это ее вклад и, естественно, театра, который нас поддержал. |
|
|
Сейчас такое техногенное время, когда много разных изобретений, электронных игр. И, придумывая этот спектакль, мы немного ностальгировали по нашему детству, когда из каких-то случайных вещей, добытых из папиного гаража, мастерили какие-то невероятные конструкции, аппараты, машину времени.
Когда мы делали из спичечных коробков телефоны и разговаривали по ним, натянули веревочку – вот тебе почта, залезли под стол, одеялом накрылись – вот пещера.
Детям, как мне кажется, очень важен визуальный образ, но в нем все равно должна быть загадка.
Сейчас невероятно много всего можно купить, любую игрушку, которая за раз реализует все мечты, а мне кажется, это приводит к тому, что дети отучаются фантазировать, мечтать, им это становится не нужно, раз все и так есть. Я и за собой это замечаю, что перестаешь ценить какие-то самые простые вещи, теряешь способность удивляться. Поэтому хотелось, чтобы каждый ребенок задумался над тем, что вроде бы и так понятно: например, что такое скучать, или как помочь другу, когда ему чего-то недостает.
- С какого возраста детям лучше смотреть «Почти взаправду»?
- Каждый ребенок индивидуален. Кто-то поймет в четыре года, другому будет рано и в семь. Мы старались сделать так, чтобы в спектакле было несколько уровней: и самый примитивный и более глубокий, чтобы и взрослым было над чем задуматься, старались рассказать историю языком наивным, на уровне детского восприятия, но чтобы интересно было всем.
- Понравилось ли Вам работать с артистами РАМТа?
– С актерами работалось замечательно. Ведь идею спектакля можно было сразу перечеркнуть, сказать, что это скучно и неинтересно, но они отозвались. Тут было невозможно идти умствованиями, - только интуитивно, потому что такой автор. Я очень благодарна, что актеры также интуитивно подошли к работе и авансом мне доверились. Если бы не их отдача, не их откровенность, их готовность воспринять что угодно – спектакль бы не удался. Я сейчас смотрю его и понимаю, что только в этом театре и с этими актерами это возможно. С ними возникает ощущение уникальности спектакля.
- После участия в проекте «Молодые режиссеры – детям» собираетесь ли вы и в дальнейшем ставить спектакли для детей?
- Этот спектакль - достаточно ответственный шаг, решающий и важный. Я хотела понять, что сейчас нужно детям, чего им не хватает, можем ли мы дать им это своим спектаклем. Наблюдая за тем, как они смотрят, я внутренне радуюсь, что мы все-таки чувствуем время этих детей, и это наводит на мысль работать еще в этом направлении. Но в тоже время хочется попробовать свои силы и на другом материале.
Елизавета Черных
|
|
|