Студенческий проект «Театр +» стартовал с обсуждения спектакля «Как кот гулял, где ему вздумается». Детская сказка про кота вызвала у взрослых споры и оставила самые положительные впечатления.
Новый сезон студенческого образовательного проекта «ТЕАТР +» был открыт 18 октября обсуждением спектакля «Как кот гулял, где ему вздумается» по сказке Джозефа Редьярда Киплинга. В разговоре со зрителями принимали участие режиссер спектакля, выпускница Мастерской Сергея Женовача Сигрид Стрем Рейбо, а также актеры: Анна Ковалева (Женщина), Роман Степенский (Мужчина), Мария Рыщенкова (Собака), Денис Баландин (Лошадь, Ребенок) и Алексей Мишаков (Кот).
Желающих увидеть историю невероятных превращений пришло столько, что пришлось спешно приносить дополнительные стулья и подушки – такой в Черной комнате был аншлаг. В этот день в сказку были приглашены в основном взрослые - студенты и педагоги – но эмоций от увиденного у них было не меньше, чем у детей. В конце-то концов, все мы родом из детства. Впрочем, на обсуждении выяснилось, что в детском спектакле некоторые уловили и взрослые смыслы – примерили, так сказать, историю на себя.
История всем известна и стара, как мир. Человек приручает животных и делает их домашними. Лишь кот остается котом, который гуляет, где ему вздумается.
Однако, «в любой хорошей детской сказке собран опыт, который автор проживает в течение всей своей жизни. И в любом хорошем детском спектакле есть линия, которая близка и интересна взрослой публике». Этими словами ведущая проекта Ольга Бигильдинская начала встречу.
И вправду, интересного взрослым - в спектакле нашлось немало. На вопрос, о чем все-таки была сказка, мнения высказывались самые разные.
Например: об общечеловеческой идее свободы.
Алексей Мишаков: «У Кота изначально ничего не было, и ему ничего не было нужно. Его преимущество и победа в том, что он ни за что не держался».
Сигрид Стрем Рейбо: «В мире есть хаос и есть порядок. И есть Кот, который воплощает дух свободы. И есть Женщина, которая хочет, чтобы все было предсказуемо».
Образ Женщины как раз и вызвал самую большую волну дискуссий. Присутствующие задались вопросом, действительно ли женщина – тот двигатель, который обустраивает весь мир?
Анна Ковалева: «От Женщины исходил порядок более осмысленный, она пыталась создать уют, комфорт... Она ошибалась естественно, но не во всем... А в жизни часто и по-другому случается».
Одна из зрительниц возразила цитатой Вознесенского о том, что «На земле давно матриархат!». На ее взгляд, спектакль как раз о том, что «все изначально создается женщиной, все в ее руках, и главное - она дает жизнь. А мужчины… создают мир материальный».
Мужчина-зритель в этот момент размышлял о герое-Коте: «Этот спектакль об инстинктах, страхах, о боязни человека остаться одиноким. Он гуляет сам по себе, но одновременно ему хочется и как-то взаимодействовать с обществом».
В отношениях Женщины с Котом зрители заметили иллюстрацию традиционных отношений мужчины и женщины: «В их отношениях имеет место взаимная иллюзия. Женщина в полной уверенности, что она Кота приручила, и что он теперь ей подчиняется, а Кот уверен, что ему удалось сохранить свою свободу, и при этом он получил все, что хотел. Так собственно и в жизни. Просто каждый считает, что он прав».
«Юджин О’Нил считал, что мечта никогда не должна сбываться, – подхватывает мысль Алексей Мишаков. – Иначе это не мечта. Не всегда всем доступна самоотверженность в борьбе за свою мечту, но иногда это может быть лучше, чем иметь что-то в руках».
Мария Рыщенкова, сыгравшая Собаку, высказала интересное мнение, что в спектакле есть тема гармонии: «Я не считаю, что Собака становится несвободной. Это – ее выбор. Мне кажется: что хочет каждый, то он и имеет. Если чего-то нет, значит, он не очень-то этого и хотел. Поэтому Собака с удовольствием служит и является другом для людей. Мне кажется, этот спектакль о гармонии во всем».
От смысла постановки разговор перешел к вопросам о том, как родилась идея спектакля и его столь необычной формы.
«Мне очень хотелось сделать спектакль, который рождается здесь и сейчас, как игра», – рассказала Сигрид Стрем Рейбо.
«Поначалу мы репетировали с огромным количеством реквизита, а потом постепенно начали от него отказываться, – подхватил Денис Баландин. – И когда остались один ковер и фонарики, тогда мы поняли, что не просто сказку рассказываем, а фактически рождается миф о сотворении мира, сквозь время протянутая история».
Еще артисты рассказали о своих гастролях в Кельн. Вспомнили разные смешные моменты и ситуации, случавшиеся во время спектакля. Оказалось, что новая сказка РАМТа легко может вызвать детский восторг даже у очень солидного и крайне серьезного, на первый взгляд, зрителя.
Так за общим разговором все пришли к выводу, что спектакль «Как кот гулял, где ему вздумается» для людей от семи до семидесяти.
Замечательным аккордом прозвучали последние слова одной из зрительниц: «Я обещаю, что обязательно приду на этот спектакль еще раз, так это было интересно. Я открыла для себя очень многое, огромное спасибо за это всем вам».
Маргарита Груздева |