Как рождается театр? Из игры. Из фантазии. Один ребенок подходит к ругому и говорит: «А давай, как будто…» Кажется, этот спектакль родился именно так. Правда, его придумали не дети, но люди молодые. Почти никому из актеров нет тридцати, а режиссер - Сигрид Стрем Рейбо – в этом году окончила ГИТИС.
Казалось бы, странно: вчерашняя выпускница, норвежка, ставит в академическом театре. Но в РАМТе умеют сочетать «академичность» и поиск. В репертуаре соседствуют Сигарев и Мюссе, Гришковец и Володин, Стоппард и Чехов. И даже классика порой представлена неожиданно. «Идиот» в постановке Режиса Обадиа стал пластической драмой, а «Портрет» – фантазией для драматического артиста, гобоя и оркестра.
РАМТ открыт эксперименту. Но, ориентируясь на молодежь, здесь не забывают и о детях. Да и возможно ли это в бывшем Центральном детском? Сегодня в Москве непросто найти театр, куда можно пойти с ребенком. Постановки идут годами, иногда по 25 лет, и воспринимаются как неизбежное зло. То есть они вроде бы нужны, но заниматься ими никто не хочет. Такое отношение несправедливо. И вот РАМТ совместно с мастерской Сергея Женовача создал особый проект: «Молодые режиссеры - детям». Студенты 4 курса готовили заявки спектаклей для детей до 10 лет. Для постановки в РАМТе отобрали 4. И вот в сентябре вышел первый из них – «Как кот гулял, где ему вздумается».
Сказка Киплинга поставлена неожиданно. Здесь нет ярких красок, эффектов, нет костюмов животных. Но, оказалось, для сказки всего этого и не нужно… В одной черной-черной комнате собирались зрители. Их было немного – потому что много просто не поместилось бы: два ряда вдоль стен и подушки. На них рассаживались дети. Потом погас свет – и вдруг девушка в зале включила фонарик. Она ничем не отличалась от других – короткая стрижка, современная одежда – но говорила про времена, когда все были дикими. «Лошадь была дикая» - и другой фонарик выхватил из темноты еще одно лицо. «Свинья была дикая» - и снова фонарик. Так из темноты возникли шесть человек, которым предстоит сыграть нашу историю. Или сыграть в нее?.. У них есть фонарики, ленты, лоскутное одеяло. И фантазия. И этого достаточно, чтоб создать целый мир.
Реквизит очень скромный, но «многозначный». Одеяло превращается в охапку сена и в окорок – смотря как сложить. Оно может быть лугом или полом пещеры, стеной или женским рукоделием. Фонарик становится бараньей лопаткой. Но есть еще мир незримого: утварь, с которой возится Женщина, мышка, что ловит Кот. И для нас он так же реален.
Жанр спектакля – «импровизация на тему». Все рождается здесь и сейчас. Актеры спорят, советуют, задают вопросы. Сегодня они решили, что придет Корова – животное должно быть полезным. Но в следующий раз, возможно, решат иначе, и вместо нее будет дикий краб или богомол, которых уморительно предлагает в сказку Александр Девятьяров.
Роли распределяют прямо по ходу. Зашла речь о Мужчине – и все указывают на Романа Степенского, самого рослого и мускулистого. Он отнекивается: «Что вы, он дикий, а я цивилизованный!». Но остальные готовы помочь ему в превращении. И, в конце концов, он сдается. Снимает кофту, продевает руку в ворот футболки, садится на корточки, примеряет на себя «первобытность». А потом залезает на дерево и повисает на нем с бананом, довольный и счастливый. Теперь роль ему впору.
«Человек был диким, совсем диким. Он даже не пытался усовершенствоваться, пока не встретил женщину». Анна Ковалева – обаятельная, рыжеволосая. Она возникает из тьмы, как чудо. Потрясенный Мужчина спускается с дерева и приближается к ней. Но нужно суметь подняться до нее – ведь Женщина стоит, а Мужчина пока на корточках. Но тут он распрямляется – подстать ей, а потом легко подхватывает и уносит ее на плече. Все тонкости взаимоотношения мужчины и женщины – в нескольких жестах. Этот подтекст нравится взрослым зрителям.
Женщина выбрала сухую пещеру, и они с Мужчиной поселились в ней. Завели свой порядок, распределили роли. Мужчина учится разжигать огонь. Женщина вести хозяйство. А вокруг – дикий лес. Он возникает с помощью театра теней. Актеры лежат на полу, и в темноте видны только тени их рук на освещенной стене. Они качаются, как деревья на ветру. А затем появляются силуэты животных: лошади, собаки, кота. Они совещаются, не будет ли беды от огня и не нужно ли пойти к людям. Но как только решение принято, тени исчезают, словно ветер развеял их.
|