Этот спектакль идет на Маленькой сцене театра уже четвертый сезон. Но зрительский интерес к нему не ослабевает. Успех постановки режиссеру сложно объяснить в двух словах:
- У нас был очень хороший материал – сказки Евгения Клюева. И, может быть, какие-то человечески вещи, заложенные в спектакле, его проблематика, повлияли на его успешность. Но мне трудно это анализировать. Бывают такие моменты, когда вдруг все звезды сходятся…
Для Владимира Богатырева, ученика знаменитого Зиновия Корогодского, а впоследствии главного режиссера Тульского и Тверского театров юных зрителей, вопросы, связанные с постановкой детского спектакля, особенно важны. Как он сам признается, поставить спектакль для детей сложнее, чем «Гамлет». И при этом необходимо точно представлять, какому возрасту адресован спектакль:
- Настоящий детский спектакль, если ответственно подходить к нему, должен обогатить и наполнить и взрослых и детей. Чтобы было интересно детям, обязательно выбираешь определенный язык. А чтобы привлечь внимание взрослых, вкладываешь в спектакль серьезные смыслы, например, про власть, или про одиночество. И тогда каждый считывает смысл на своем уровне. И потом им вместе будет, о чем поговорить, что обсудить после спектакля. Так должно быть. Идеальный детский спектакль многомерен. Этого очень трудно достичь. Режиссеры часто впадают либо в глубокомыслие, либо в приколы или капустник.
Бывает, приходишь на детский спектакль. На сцене что-то светится, плещется, мелькает, тут прыгают, тут фонограммку включают. А спектакль пустой, в нем просто нет ничего. А какая-нибудь мама, выходя во время действия в фойе, говорит, что это для ребенка очень интересно. Самой же ей скучно смотреть. Такого быть не должно, потому что театр, и детский театр в том числе – это намного больше, чем зрелище.
В театральной среде тоже не всегда встречаешь понимание. Помню, я делал в Омске спектакль «Бэмби» по инсценировке Корогодского. Он был вечерний, но для младших подростков. Этот спектакль не имел никакого отношения к мультфильму, был достаточно сложным, философским. Но маленькие дети хорошо воспринимали эту историю о том, что такое одинокий Бэмби, что значит быть одному, что значит стая, вместе и - отдельно. В нем множество проблем. Там под внешнее содержание подкладывались очень сложные ассоциации, скажем, про Гитлера и многие другие. Когда я артистам начинал это рассказывать, они мне отвечали: «Это же детский спектакль, зачем вы тут говорите про заграницу? Зачем эти ассоциации?» Но они нужны, потому что напитанность этими взрослыми ассоциациями, эта подкладка дает такую ауру, которая воспринимается взрослым, и уже он не бросит ребенка, а будет тоже смотреть. Ребенок будет видеть поверхностный слой спектакля, а взрослый – глубокий. Тогда будет и многомерность, и сложность, и воспитание. Так что артистов надо своими взглядами заражать.
Со спектаклем «Сказки на всякий случай» тоже было не просто. В этот спектакль мы, с согласия Алексея Владимировича Бородина, приглашали многих. Я с каждым говорил, собралась команда. Некоторые из пришедших сказали: «Ну, это мы быстренько сделаем». Многие сначала не понимали, мол, Владимир Александрович, вы тут что-то мудрите. Но в том-то и дело, что в сказке нужно сохранить и мудрость, и легкость, и веселость, и детскость. Поэтому на начальном этапе приходилось сговариваться с ними. И когда мы сговорились, все получилось.
Премия города Москвы, – еще одно тому подтверждение. Однако сам лауреат к этому событию относится спокойно, хотя и не отрицает, что признание успеха на таком высоком уровне может служить своеобразной оценкой, стимулом к движению вперед. Сейчас Владимир Богатырев работает над новым спектаклем «Думайте о нас». Снова по Клюеву. Мы желаем его создателям успехов и с нетерпением ждем премьеры.
Мария Рузина |