Если спросить у зрителей, какие театральные профессии им известны, многие, наверняка, назовут артистов, режиссеров, художников, осветителей, билетеров и даже гардеробщиков. А все ли вспомнят о бутафорах – мастерах театральных подделок? Между тем, без них не обойдется почти ни один спектакль.
Закулисную сторону профессии бутафора мы раскроем при помощи начальника бутафорского цеха РАМТа заслуженного работника культуры РФ Людмилы Захаровой.
Два немецких автомата и ведро клейстера
Как все начиналось
- Я закончила художественную школу, где нас учили рисовать, лепить, делать аппликации, мастерить, - рассказывает Людмила Алексеевна в своей мастерской. – Хотелось найти такую работу, где я смогла бы реализовать эти навыки. Решила попытать счастья в театре. Во МХАТе были нужны только уборщицы, а в Театре оперетты предпочтение отдавали бутафорам-ребятам. Ну а в РАМТе (тогда Центральном детском театре – прим. ред.) сказали: «У нас только что уволились две молодые сотрудницы, поступив в архитектурный институт. Мы вас берем». Так, в 1971 году я попала сюда. Вместе со мной, кстати, сюда же приняли Марину Зотову. Теперь она – главный художник в Театре зверей имени В.Л.Дурова.
Проработав бутафором два года, Людмила Алексеевна поступила в Театрально-техническое художественное училище, где готовили специалистов различных театральных профессий: машинистов сцены, звукорежиссеров, художников-бутафоров, художников по костюмам и куклам.
- В течение года мы учились общей бутафории. – А потом разделились: кто был поаккуратнее, покропотливее, перешли на кукольное отделение, куда попала и я. У нас одной только истории было – ужас сколько! (смеется). История костюмов, история театра, история искусств, история материальной культуры…
Людмила вспоминает, как во время изучения темы «Оружие» за полгода нужно было изготовить меч или шпагу, пистолет или автомат. Поскольку к тому времени она уже работала в театре и многое умела, на освоение темы ей хватило… две недели. Сдала два фашистских автомата из пенопласта, обклеенных папье-маше, – и до конца семестра была свободна.
- С 8 часов утра до 4 часов дня я училась. А вечером приходила на работу в театр. Мне, как правило, доставалось то, что не хотели делать другие бутафоры. Например, подклеивать старые декорации. Заваришь, бывало, ведро клейстера, разместишься где-нибудь в коридоре или подвале – и вперед!..
«Как там твоя бутафория?»
Что такое театральная бутафория
Что же такое бутафория? Если буквально переводить с итальянского, buttafuoria – это подделка. В театре к бутафории относят предметы, специально изготовляемые и употребляемые вместо настоящих вещей в театральных постановках.
Впервые бутафорские предметы появились одновременно с появлением театра. Широко применялась бутафория в итальянской комедии дель арте – отсюда и происхождение названия. Предметы бутафории отличаются дешевизной, легкостью, прочностью. При их создании обычно отказываются от воспроизведения деталей, не видимых зрителю, и потому зачастую они даже более выразительны в спектакле, чем те предметы, которые изображают. Работник театра, занимающийся изготовлением предметов бутафории, называется бутафором.
Бутафоров не стоит путать с реквизиторами. Эти работники театра забирают готовую продукцию из бутафорского цеха, покупают и подбирают реквизит, выносят его на сцену и хранят после спектакля.
- Мы обязаны сделать все предметы, которые «играют» в спектаклях, - рассказывает Людмила. – Куклы, скелеты, деревья, одежду, головные уборы, посуду, оружие, различные предметы обихода. Режиссер и художник говорят нам, какие предметы необходимы для спектакля, мы читаем пьесу, ищем по книгам или в Интернете то, как эти вещи выглядели в описываемый период времени в определенной стране. Очень важно при помощи предметов отразить эпоху и культуру, которые описываются в той или иной пьесе.
Людмиле Захаровой ее работа нравится: каждый раз приходится делать что-то новое. Сегодня – книги, завтра – королевский кубок, послезавтра – скульптуру, затем – дерево. Притом не всегда обычное, а иногда и такое, которое должно будет откуда-то выпрыгивать или превращаться в другой предмет или человека…
- Часто работаю дома или на даче – там меньше суеты, не нужно решать организационные вопросы, легче сконцентрироваться. Однажды в своем дачном домике изготавливала большие бутафорские перцы, огурцы, помидоры. Приходили соседи и с интересом наблюдали за моей работой. А когда узнали, что называется это бутафория, то так это слово им понравилось! Оно и вправду какое-то необычное, сказочное. В деревне никто таких слов не знает. Поэтому до сих пор иногда спрашивают – говоря мечтательно – как о чуде: «Ну как там твоя бутафория?»
Молоко за вредность и корона из… утеплителя
Секреты мастерства
Сегодня в бутафорском цехе РАМТа служат 5 человек: два художника по декорациям и три бутафора. Этим людям приходится иметь дело с самыми разными материалами: бумагой, картоном, тканью, веревкой, деревом, пластмассой… Всевозможные клеи и краски – не исключение. Именно поэтому работа бутафоров считается опасной для здоровья, и им положено молоко за вредность – по пол-литра в день, которые выдают в магазине неподалеку от театра. Правда, норму можно получать и другими молочными продуктами: йогуртами, сливочным маслом, сыром, глазированными сырками – кому что по душе.
Кстати, несколько лет назад по просьбе руководства этого магазина Людмила Алексеевна сделала красочные бутафорские пачки масла, упаковки молока, куски сыра – чтобы создавали атмосферу изобилия и привлекали покупателей.
Как и в любой профессии, у бутафоров есть свои маленькие секреты. Например, как изготовить бутафорское золото? Ведь это целый технологический процесс. Создавая золотую цепь для короля из «Принца и нищего», Людмила использовала вьетнамские занавески из соломки. Каждое кольцо, выражаясь бутафорским языком, она «запоталила»: наложила поверх звеньев цепи золотистую типографскую фольгу, прежде прогрунтовав ее клеем ПВА. После этого «новорожденное» золото было слегка затонировано коричневым спреем для придания золоту «старины».
При изготовлении бутафорского реквизита, в ход идет все, что угодно: старые куски ткани, обоев, обрезки меха, проволоки, поролона - всего не перечтешь. Весь этот «мусор» можно превратить в абсолютно любую вещь – насколько хватит фантазии. Если распустить большую малярную кисть, то из щетины получатся отличные борода и волосы, много кистей – наберешь и ворох сена, а покрасишь щетину зеленой краской – получится сочная трава.
|