РАМТограф. Мастера театральных подделок
 
Выпуск № 1 Октябрь 2009 г.
ЗАКУЛИСЬЕ
МАСТЕРА ТЕАТРАЛЬНЫХ ПОДДЕЛОК
 

Если спросить у зрителей, какие театральные профессии им известны, многие, наверняка, назовут артистов, режиссеров, художников, осветителей, билетеров и даже гардеробщиков. А все ли вспомнят о бутафорах – мастерах театральных подделок? Между тем, без них не обойдется почти ни один спектакль.
Закулисную сторону профессии бутафора мы раскроем при помощи начальника бутафорского цеха РАМТа заслуженного работника культуры РФ Людмилы Захаровой.

Два немецких автомата и ведро клейстера

Как все начиналось

- Я закончила художественную школу, где нас учили рисовать, лепить, делать аппликации, мастерить, - рассказывает Людмила Алексеевна в своей мастерской. – Хотелось найти такую работу, где я смогла бы реализовать эти навыки. Решила попытать счастья в театре. Во МХАТе были нужны только уборщицы, а в Театре оперетты предпочтение отдавали бутафорам-ребятам. Ну а в РАМТе (тогда Центральном детском театре – прим. ред.) сказали: «У нас только что уволились две молодые сотрудницы, поступив в архитектурный институт. Мы вас берем». Так, в 1971 году я попала сюда. Вместе со мной, кстати, сюда же приняли Марину Зотову. Теперь она – главный художник в Театре зверей имени В.Л.Дурова.

Проработав бутафором два года, Людмила Алексеевна поступила в Театрально-техническое художественное училище, где готовили специалистов различных театральных профессий: машинистов сцены, звукорежиссеров, художников-бутафоров, художников по костюмам и куклам.

- В течение года мы учились общей бутафории. – А потом разделились: кто был поаккуратнее, покропотливее, перешли на кукольное отделение, куда попала и я. У нас одной только истории было – ужас сколько! (смеется). История костюмов, история театра, история искусств, история материальной культуры…

Людмила вспоминает, как во время изучения темы «Оружие» за полгода нужно было изготовить меч или шпагу, пистолет или автомат. Поскольку к тому времени она уже работала в театре и многое умела, на освоение темы ей хватило… две недели. Сдала два фашистских автомата из пенопласта, обклеенных папье-маше, – и до конца семестра была свободна.

- С 8 часов утра до 4 часов дня я училась. А вечером приходила на работу в театр. Мне, как правило, доставалось то, что не хотели делать другие бутафоры. Например, подклеивать старые декорации. Заваришь, бывало, ведро клейстера, разместишься где-нибудь в коридоре или подвале – и вперед!..

«Как там твоя бутафория?»

Что такое театральная бутафория

Что же такое бутафория? Если буквально переводить с итальянского, buttafuoria  – это подделка. В театре к бутафории относят предметы, специально изготовляемые и употребляемые вместо настоящих вещей в театральных постановках.

Впервые бутафорские предметы появились одновременно с появлением театра. Широко применялась бутафория в итальянской комедии дель арте – отсюда и происхождение названия. Предметы бутафории отличаются дешевизной, легкостью, прочностью. При их создании обычно отказываются от воспроизведения деталей, не видимых зрителю, и потому зачастую они даже более выразительны в спектакле, чем те предметы, которые изображают. Работник театра, занимающийся изготовлением предметов бутафории, называется бутафором.

Бутафоров не стоит путать с реквизиторами. Эти работники театра забирают готовую продукцию из бутафорского цеха, покупают и подбирают реквизит, выносят его на сцену и хранят после спектакля.

- Мы обязаны сделать все предметы, которые «играют» в спектаклях, - рассказывает Людмила. – Куклы, скелеты, деревья, одежду, головные уборы, посуду, оружие, различные предметы обихода. Режиссер и художник говорят нам, какие предметы необходимы для спектакля, мы читаем пьесу, ищем по книгам или в Интернете то, как эти вещи выглядели в описываемый период времени в определенной стране. Очень важно при помощи предметов отразить эпоху и культуру, которые описываются в той или иной пьесе.

Людмиле Захаровой ее работа нравится: каждый раз приходится делать что-то новое. Сегодня – книги, завтра – королевский кубок, послезавтра – скульптуру, затем – дерево. Притом не всегда обычное, а иногда и такое, которое должно будет откуда-то выпрыгивать или превращаться в другой предмет или человека…

- Часто работаю дома или на даче – там меньше суеты, не нужно решать организационные вопросы, легче сконцентрироваться. Однажды в своем дачном домике изготавливала большие бутафорские перцы, огурцы, помидоры. Приходили соседи и с интересом наблюдали за моей работой. А когда узнали, что называется это бутафория, то так это слово им понравилось! Оно и вправду какое-то необычное, сказочное. В деревне никто таких слов не знает. Поэтому до сих пор иногда спрашивают – говоря мечтательно – как о чуде: «Ну как там твоя бутафория?»

Молоко за вредность и корона из… утеплителя

Секреты мастерства

Сегодня в бутафорском цехе РАМТа служат 5 человек: два художника по декорациям и три бутафора. Этим людям приходится иметь дело с самыми разными материалами: бумагой, картоном, тканью, веревкой, деревом, пластмассой… Всевозможные клеи и краски – не исключение. Именно поэтому работа бутафоров считается опасной для здоровья, и им положено молоко за вредность – по пол-литра в день, которые выдают в магазине неподалеку от театра. Правда, норму можно получать и другими молочными продуктами: йогуртами, сливочным маслом, сыром, глазированными сырками – кому что по душе.

Кстати, несколько лет назад по просьбе руководства этого магазина Людмила Алексеевна сделала красочные бутафорские пачки масла, упаковки молока, куски сыра – чтобы создавали атмосферу изобилия и привлекали покупателей.

Как и в любой профессии, у бутафоров есть свои маленькие секреты. Например, как изготовить бутафорское золото? Ведь это целый технологический процесс. Создавая золотую цепь для короля из «Принца и нищего», Людмила использовала вьетнамские занавески из соломки. Каждое кольцо, выражаясь бутафорским языком, она «запоталила»: наложила поверх звеньев цепи золотистую типографскую фольгу, прежде прогрунтовав ее клеем ПВА. После этого «новорожденное» золото было слегка затонировано коричневым спреем для придания золоту «старины».

При изготовлении бутафорского реквизита, в ход идет все, что угодно: старые куски ткани, обоев, обрезки меха, проволоки, поролона - всего не перечтешь. Весь этот «мусор» можно превратить в абсолютно любую вещь – насколько хватит фантазии. Если распустить большую малярную кисть, то из щетины получатся отличные борода и волосы, много кистей – наберешь и ворох сена, а покрасишь щетину зеленой краской – получится сочная трава.

 
 
А, например, корону монаршей особы можно сделать из… плотного оконного утеплителя, взяв за каркас проволоку. Сверху «конструкцию» обшить парчой, украсить лентами, кружевами, бисером и жемчугами. Такая «шапка Мономаха» не разобьется, не сломается и заблестит при свете софитов лучше царской.

46 маленьких белых деревьев

История рамтовского реквизита

Сотрудники бутафорского цеха – невидимые участники любого спектакля. Ведь сделанный их руками реквизит – играет во всех спектаклях театра. И у каждого предмета – своя история.

К примеру, в знаменитой трилогии «Берег утопии» играют два полицейских головных убора. Один из них покупной, а второй бутафоры сделали вручную - по образу и подобию первого.

Для «Лоренцаччо» по эскизам главного художника-постановщика РАМТа Станислава Бенедиктова мастера бутафории изготовили короны, кубки, маски. Людмила вспоминает, что дома у нее был настоящий завал из головных уборов, которых в этом спектакле задействовано около 50 штук.

Для спектакля «Инь и Ян» бутафоры сделали куклу, похожую на Евгения Редько. По сюжету его герой умирает. Пару раз артиста протащили по сцене волоком, после чего решили-таки заменить его куклой-двойником, до сих пор играющей в спектакле.

Для «Тани» сконструировали маленький Кремль и тачанку. А поскольку один из героев по ходу пьесы должен общипывать курицу, пришлось купить резиновую птицу в магазине собачьих игрушек. Каждый раз перед спектаклем ее обклеивают настоящими птичьими перьями из подушек.

Бутафория для «Вишневого сада» - отдельная и очень трогательная история. На столе Людмилы в мастерской красуется небольшое белое деревце – одно из сада Раневской. Все эти деревья он сделала своими руками – в общей сложности 46 штук - даже больше, чем было нужно, с запасом.

- В слесарном цехе для меня сварили подставочки со стаканами. В лесу и на даче я набрала подходящих веток, установила их на подставки, проложила ветки проволочными каркасами для прочности, обмотала их тряпочками, либо оклеила бумагой и побелила. А поскольку работала над деревьями дома, ко мне пришла машина, чтобы отвезти их в театр. Мы с водителем постепенно выносили их во двор. И когда в очередной раз я поднялась к себе в квартиру, то взглянув окно, ахнула. Была осенью, всюду раскидана желтая листва – и вдруг – среди этой желтизны - беленькие, нарядные деревья! Целый сад! Так это было неожиданно и красиво!

К сожалению, шесть деревьев из этого сада сгорели во время пожара в Манеже, где проходила выставка макетов и кукол театральных художников Москвы. Но ведь их было больше, чем было нужно, с запасом.

«Легенды» бутафории

Есть среди бутафории РАМТа и долгожители, про которых уже можно складывать легенды. Например, про скелет, во время нашей беседы красующийся в самом центре мастерской.

Этот скелет изготовлен был еще в 1979 году для спектакля «Разговор в учительской», а теперь успешно  путешествует по многим постановкам, где в нем возникает необходимость. Его текущий репертуар - «Чисто английское привидение» и «Приключения Тома Сойера». Такой вот 30-летний юбиляр с богатым актерским стажем!

А вот его «коллега» по «Приключениям Тома Сойера» - дохлая кошка, пошитая из кусочков меха – лет на восемь моложе своего «старшего брата». Она появилась на свет в 1987 году и с тех пор, время от времени ремонтируясь, не сходит с театральных подмостков.

Курьезы профессии

Профессия бутафора – творческая и интересная, и, конечно, без курьезов здесь не обходится.

В свое время в репертуаре ЦДТ был детский спектакль «Теремок». В нем была чудная сцена со сковородкой. Медведь пытался забраться в теремок, а лягушка размахивалась и била сковородкой ему по голове. Последняя разбивалась.
Хитрая сковорода была ужасно похожа на настоящую, но сооружена из тонкой фанеры. И, конечно же, после каждого спектакля ее приходилось склеивать заново. Этот не очень творческий процесс обычно поручали новичкам. Людмилу «сковородкина» участь тоже не миновала. Не будучи знакомой с репертуаром, она склеила вещь на совесть. Так, что… перед исполнителем медведя потом пришлось извиняться всем бутафорским цехом.

Другой случай связан с… бутафорскими деньгами. Это сегодня любую «валюту» можно заказать в типографии. А раньше каждую банкноту кропотливо рисовали вручную, притом иногда настолько хорошо, что результат невозможно было отличить от подлинника. На эти-то шедевры и позарилась пара новых реквизиторов. И отправилась с ними на улицу Горького… за мороженым. После третьего похода в театр нагрянула милиция. С тех пор, если кому-то из бутафоров поручали нарисовать деньги, не забывали добавить: «Смотри только, хорошо не сделай. Делай очень-очень плохо. На Петровку нас уже водили!».

Интересно, что в те времена, когда техника была еще не столь совершенна, центр Москвы славился нарисованными поддельными деньгами. И неудивительно – вокруг одни театры.

Вместо эпилога

Людмила – человек потрясающей искренности и работоспособности. После общения с ней остаются самые добрые впечатления. Настолько предана она миру театральной бутафории – причудливому, волшебному, светлому. Свет идет от нее самой, распространяясь по всей мастерской, вселяясь в любовно «выращенные» деревья и маски, шляпы и бороды, букеты и шпаги.

Настоящий мастер бутафории должен иметь многое: и не только образование и опыт, но и богатую фантазию, золотые руки, доброе сердце и страстное, неиссякаемое желание творить. Все эти качества, без сомнения, есть у хозяйки бутафорского цеха РАМТа.

Но при этом как важно передавать свое мастерство и любовь к профессии новым поколениям. Так в свое время, когда Людмила пришла в театр, ее учителем в профессии стал Александр Филиппович Бабинцев, в то время заведующий бутафорским цехом – замечательнейший мастер, заслуженный работник искусств, 40 лет проработавший в театре. А сегодня в РАМТе работает сын Людмилы – Сергей.. И что совершенно удивительно, всех троих – Александра Бабинцева, Людмилу и Сергея Захаровых в разное время учил один и тот же преподаватель - Иван Леонидович Серегин. Его давно уже нет в живых, но, наверное, эта рассказанная нами история, была бы ему лучшим подарком.

Сергей Смирнов

 
 
Портрет Тема номера События Страница памяти Анонсы Зрительский опрос Обсуждение номеров Архив номеров Театр+ Закулисье На спектакль! Семейный просмотр В театр с учениками Редакция Ссылки