Газета выпускается Пресс-клубом РАМТа



«А у кита – раздвоение личности!»

Занятие «Семейного клуба» после спектакля «Приключения капитана Врунгеля»

20.11. 2012

Этим материалом мы начинаем серию репортажей с занятий «Семейного клуба» РАМТа. Первая встреча клуба происходит после спектакля «Приключения капитана Врунгеля».

Сразу после его просмотра около служебного входа на сцену собирается группа детей и их родителей. Под руководством Аллы Евгеньевны Лисициной «Семейный клуб» идет фотографироваться в декорациях спектакля. Обязательное соприкосновение с закулисьем – и только потом в антресольном зале начнется долгожданное занятие.

Встреча эта – первая в сезоне, и участники клуба пока не знакомы. А так как «Семейный клуб» – это, прежде всего, общение и работа сообща, то первая задача педагога – перезнакомить всех друг с другом. Участники занятия садятся в круг.

Но как запомнить имена, скажем, двух десятков человек, которых ты сегодня увидел впервые? Однако через несколько минут даже самый скептично настроенный родитель смог перечислить всех участников клуба. Оказывается, знакомство можно превратить в интересную игру!

Когда же все перезнакомились, и прошло ощущение неловкости в новом коллективе, прозвучал первый вопрос педагога:

– Скажите, а из-за кого сегодняшний спектакль мог не состояться? Кто в театре самый главный?

Тут же раздались голоса:

– Режиссер!
– Костюмер!
– Артист!
– Если бы свет погас!..

Но, наконец, и правильный ответ:

– Если бы зритель не пришел!

– Ну конечно, если не будет зрителей, то и спектакля не будет! Все в театре делается для вас. А вот чтобы спектакль был хорошим, талантливыми должны быть не только артисты, но и зрители. Придя сюда, мы с вами сделали первый шаг на пути постижения зрительского искусства.
Вот прошел спектакль. Кому-то понравился, кому-то не очень. Как артисты могут это понять? Конечно, по аплодисментам! Они бывают разные: скромные, бурные, а если зрители кричат, топают ногами, свистят – это овации.

Алла Евгеньевна просит всех дать свою оценку спектаклю «Приключение капитана Врунгеля». Звучат бурные аплодисменты. Только одна девочка Аня не хлопает громко. Почему? Оказывается, ей не понравилась самая первая сцена, где впервые встретились капитан Врунгель и банкир Крауф. Что же делать? Ведь речь идет об одной из самых важных сцен спектакля, которую нужно не только смотреть, но и слушать. Ведь в ней Врунгель и Крауф заключают пари! Алла Евгеньевна предлагает разыграть эту сцену прямо сейчас и примерить на себя роли Врунгеля, Крауфа и репортеров. Но опять незадача – слов-то никто не знает! Зато, оказалось, все прекрасно помнят интонации, а это половина успеха! После интонационной импровизации уже никому не кажется, что первая сцена была скучноватой.

Теперь на повестке важный вопрос:
– Капитан Врунгель врун, обманщик или честнейший человек?

Чтобы на него ответить, участники делятся на команды, каждая из которых получает задание определить, где правда, а где ложь в историях Врунгеля.

Первая команда решает доказать, что Врунгель лечил именно кита, а не кого-то другого (сомнения вызывает его внешность: в спектакле кит состоит из двух частей, он с красными глазами и по черно-белому окрасу напоминает корову):
– На самом деле кит альбинос, а, как известно, у альбиносов всегда красные глаза. Пятнами он покрылся из-за болезни. Животных, в том числе и китов, лечат такими же лекарствами, что и людей, только банки им не ставят – это преувеличение. Он состоит из двух половин, потому что у кита раздвоение личности. А вода в океане кипела от его температуры, так как у него был жар. Поэтому такое могло быть на самом деле!

Вторая команда объясняет, почему яхта не могла отплыть от берега:
– Она просто запуталась в водорослях, а все подумали, что у нее выросли корни.

Третья – предполагает, почему из куриных яиц могли вылупиться крокодилы:
– Да просто яйца подменили! Вот и все!

Четвертая – рассуждает о том, как корабль мог врасти в айсберг:
 – Если корабль полить, то он замерзнет и практически превратится в айсберг. Для этого нужны только холод и вода.
– А мог лед растаять с помощью взрыва на яхте?
– Конечно, нет!
– А старшего помощника Лома могло разорвать на две части, которые потом соединили?
Дети снова отрицают, в жизни такого не бывает.
– Вы мыслите слишком буквально, – отвечает Алла Евгеньевна. – Бывало у вас плохое самочувствие, как будто вы разваливаетесь? В спектакле не все нужно воспринимать напрямую, пробуйте думать образно.

Теперь участники понимают, что Врунгель не врун. Разве, чуть-чуть выдумщик. Почти все, что с ним произошло, могло случиться на самом деле.

Последнее творческое задание – повод еще раз побыть артистами и познакомиться с еще одним театральным термином:

– А вы помните, между сценами спектакля выходили персонажи, которые пели и танцевали? Их сценки называются интермедии – это такие маленькие фрагменты, которые соединяют между собой большие сцены. Кстати, в одной из них исполняли рэп! Давайте тоже попробуем!

Сразу после этих слов Алла Евгеньевна включает музыку и исполняет «Тише, Танечка не плачь!» в стиле рэп. Все дети в восторге от такой проделки педагога. Поэтому с энтузиазмом и сами приступают к работе. Хотя это еще вопрос, кто с большим рвением начинает подготовку к читке рэпа – ребята или их родители. На «сцене» звучат «Вышли мишки как-то раз», «Идет бычок качается» и «Мишка косолапый» в исполнении реперов. От скромных и тихих детей, которые в начале боялись громко произнести свое имя, не осталось и следа.

– Вы видите друг друга в первый раз, но столько уже сделали вместе – радуется педагог.

Наконец настал момент выяснить, о чем был спектакль. Ответы дают и дети, и их родители:
– О Врунгеле, потому что с ним случились приключения!
– О находчивости!
– Дружбе!
– Мечте!
– Да, а еще о том, что никогда нельзя терять оптимизма и надежды, – подводит итог сказанному Алла Евгеньевна. – А теперь пусть каждый скажет, что он думает про наше занятие.

– Понравилась совместная работа.
– Чувствуешь себя свободно.
– Рэп понравился!
Многих родителей впечатлили их собственные дети и то, как с ними разбирали, на первый взгляд, скучную сцену.

Алла Евгеньевна просит оценить занятие с помощью аплодисментов: звучат бурные овации.

Алена Барнашова

 

Оставьте комментарий

  • Facebook
  • ВКонтакте
наверх