Газета выпускается Пресс-клубом РАМТа



«Фото topless» – повод для разговора с подростком

В РАМТе состоялся разговор о травле ребенка в школе в рамках проекта «ТЕАТР+»

17.11.2018

25 октября в Черной комнате РАМТа состоялась встреча с актерами спектакля «Фото topless» – Алексеем Веселкиным-младшим, Людмилой Пивоваровой, Викторией Тиханской и Прохором Чеховским, руководителем проекта Травли.Net Ириной Пудовинниковой, психологом Людмилой Петрановской и мамой, защитившей сына от преследований в школе, – Натальей Цымбаленко.

О буллинге* не принято рассказывать. Так повелось, что при рукопожатии нельзя говорить: «Привет, я Валера, меня били в школе». Нельзя бросать невзначай: «Я заикаюсь, потому что в классе надо мной издевались». Никто не оправдывается фразой: «Я не умею строить отношения с людьми, потому что, когда я был маленьким, надо мной смеялись без причины». Взрослые считают себя уже слишком взрослыми, чтобы забраться в шкафы детства и наконец защитить в себе внутреннего ребенка, которого когда-то обижали. Но именно потому, что они не хотят повторения этого опыта для своих детей, папы и мамы заводят разговоры на эти темы, кидаясь на помощь детям, попавшим в беду.

О травле школьников в России заговорили не так давно. Ролан Быков вряд ли предполагал, что Лена Бессольцева в фильме «Чучело» сталкивается не с предательством и жестокостью, а именно с буллингом. Но спустя 35 лет после выхода фильма в спектакле РАМТа «Фото topless» (режиссер Олег Липовецкий) травля обсуждается как что-то обыкновенное. По сюжету откровенную фотографию главной героини одноклассники совершенно бездумно публикуют в сети, чем провоцируют ее преследование со стороны остальных учеников школы. Герои спектакля пытаются сами разрешить возникший конфликт. Но в жизни все сложнее и жестче. Без помощи взрослых ребенку не обойтись. Именно поэтому на встрече в РАМТе подняли вопрос, как родителю понять, что пора вмешаться?

– Дети любого возраста могут оказаться жертвой буллинга, – рассказала психолог Людмила Петрановская. – Учителю легче всех заметить, что в группе произошла перемена – один ребенок отключен от взаимодействия, он в изоляции. Родителям понять, что что-то происходит, сложнее. Дети часто не рассказывают, что у них проблемы. Их психика обладает сильными защитными механизмами. Если ребенку в школе нехорошо, то, приходя домой, он хочет об этом забыть, поэтому может не показать родителю, что его обижают. Но если конфликт продолжается длительное время, то в какой-то момент ребенок скажет, что он не хочет идти в школу или начнет постоянно болеть. Он перестает рассказывать об одноклассниках – их как будто нет в его жизни, не ходит с ними гулять. Самое главное для профилактики таких случаев – разговаривать с ребенком. Если вы беседуете с ним, то не упустите момент, когда что-то пойдет не так.

Наталья Цымбаленко вовремя поняла, что у сына начались проблемы в школе. Он стал жертвой преследования – группа одноклассников издевалась над ним и его другом. Мама молчать об этом не стала. Не сумев решить проблему на уровне класса, она написала письмо в комиссию по делам несовершеннолетних. Родители «буллеров» говорили, что она предпринимает слишком жесткие меры – над ее сыном «просто подшутили». Но разве юмор должен причинять психологический дискомфорт и боль человеку, которому он адресован? Долго искать разницу между буллингом и шуткой не нужно – она всегда очевидна. Важно не стесняться стучаться во все двери и рассказывать о своей проблеме – это один из основных принципов прекращения травли.

– Самый сложный этап – понять, что писать жалобу не страшно, – уверяет Наталья. – Мы собрали все факты – скриншоты из переписки, фотографии – и, «перепрыгнув» через классную руководительницу, которая отказывалась нам помогать, обратились в высшие инстанции. Тогда у учителя случилась истерика. Она грозила уходом – педагог тоже может провоцировать травлю.

Учителя имеют большое влияние на детей – им иногда достаточно даже одной фразы, чтобы прекратить буллинг. Однако некоторые школы делают вид, что воспитательная работа не имеет никакого отношения к преподавательской деятельности. Людмила Петрановская сравнивает такой подход с оголенными проводами, окружающими школу:

– Представьте, будто директор школы говорит, что задача родителей – объяснить ребенку, что эти оголенные провода трогать нельзя: пусть учится уворачиваться.

Сосредоточить внимание школы на проблеме травли и привлечь ее к решению проблемы пытается проект Травли.Net, созданный в 2017 году на деньги президентского гранта. О нем рассказала его руководитель Ирина Пудовинникова:

– Мы разрабатываем программу, которая позволит предотвращать травлю в школе. Выпустили методические рекомендации Людмилы Петрановской для учителей и психологов, устраиваем открытые мероприятия, на которых собираются разные люди, заинтересованные в теме. Наша цель – администрация и преподавательский состав школ, потому что большую часть времени ребенок проводит именно с этими людьми. Но пока сталкиваемся со сложностями – школы не готовы массово брать на себя ответственность за освещение этой темы.

Именно для предотвращения замалчивания темы буллинга нужен спектакль «Фото topless». Причем не столько детям, сколько их родителям. Подростки часто становятся участниками похожих конфликтов, а взрослые даже не подозревают, что за пределами дома их ребенок может быть втянут в травлю в качестве жертвы или агрессора.

С главной героиней спектакля – Кирой – была рядом ее старшая сестра, свидетельница того, что происходит с Кирой, которая даже пыталась ее наставлять.

– Почему она не послушала свою сестру? – рассуждает исполнительница роли Киры Людмила Пивоварова. ­– Потому что в 15 лет мы, наверное, никого не слушаем. Даже своих друзей. Юношеский максимализм захватывает нас гораздо сильнее, чем желание послушать взрослого человека. Что касается Киры, то она свою проблему создает собственными руками и отчетливо понимает, что делает это сама. И в итоге несет ответственность за это.

История, произошедшая с Кирой, случилась в пространстве интернета, в котором сегодня каждый из нас – в том числе и наши дети – проводит огромное количество времени. На вопрос, планируют ли контролировать своих детей в сети артисты спектакля, попытался ответить Прохор Чеховской:

– Мне кажется, родительский контроль – это плохо. Путь успеха не в том, чтобы сказать ребенку: не смотри это, – а чтобы он смотрел вместе с тобой то, что смотреть приемлемо. С малышом в сети хороший Picsar’овский мультик можно вместе посмотреть. В детстве я слышал, что книги надо читать, но сам их не читал, потому что – я понял это сейчас – не видел читающих родителей. И сейчас думаю о том, как сделать так, чтобы сын приучился книжки читать, и сам ему иногда читаю. Но родителю маленького ребенка почитать дома самому достаточно тяжело – потому что за ребенком нужно постоянно следить. Поэтому чаще всего он считывает, как я пользуюсь телефоном – он не видит дома папу с книгой.

– Мне кажется, что если родитель будет идти в ногу со временем, будет в курсе того, что происходит во ВКонтакте, в Фейсбуке, то у них с ребенком всегда найдутся темы для обсуждения, – продолжила тему Виктория Тиханская. – Можно вместе обсудить какой-то пост. Своевременно нужно говорить об определенных вещах. Не хочет говорить – искать другой путь, но искать, как подобраться к нему. Со мной, допустим, мама никогда не разговаривала как с девушкой – я обо всем узнавала сама. Но, мне кажется, нужно спрашивать своего ребенка о его проблемах, и вместе искать ответы на его вопросы.

Один из вариантов обсудить подростковую проблему – сходить вместе на спектакль «Фото topless». Интересно, как актеры спектакля определяют его адресность.

– Я придумал ассоциацию с нашим спектаклем, – рассказал Алексей Веселкин. – В фильмах всегда есть возрастное ограничение – для зрителей старше двенадцати или шестнадцати лет. Так вот если ребенок вместе с родителем попадает на фильм, не подходящий ему по возрасту, то он удивляется: «Ого, ничего себе, как бывает!» А в нашем спектакле все наоборот. Дети становятся в позицию взрослых – им знакомы эти ситуации, а родителям нет.

– Кстати, когда на этот спектакль приходили несколько тинейджеров, которых я приглашал, они говорили: «Круто, надо привести своих родителей». Вообще, это классный посыл современного молодежного театра: чтобы люди пришли и увидели, какие ситуации бывают и как из них можно выйти, – дополнил Прохор.

– А я вообще не считаю, что буллинг имеет какое-нибудь отношение к нашему спектаклю, – с улыбкой разрушила драматургию встречи Людмила Пивоварова. – Я всегда иду супротив общественного мнения. И если чувствую, что права, я должна всем это доказать. «Фото topless» – это история о взаимоотношениях мальчика и девочки, которая одинакова во все времена – мы хотим любить, нам интересно, что это, как прикоснуться к другому человеку и можно ли вообще к нему прикоснуться. Поэтому, если вы хотите посмотреть «Фото topless», давайте думать, что это не про буллинг, а про наших детей, которые когда-нибудь влюбляются. И что надо навсегда забрать у них все планшеты, телефоны и пойти гулять с ними в парк или в театр и вообще заниматься своими детьми – это же так прекрасно!

На такой высокой ноте закончилась встреча, посвященная спектаклю. Постановке о современных подростках, которая оказалась хорошим поводом не только предположить о возможных проблемах травли ребенка в школе, но и поводом прийти на помощь тем, кто действительно находится в беде. Или задуматься о том, не слишком ли мало мы уделяем в семье разговорам друг с другом. Разговоры после спектакля – тому хорошее подспорье. Благодарим участников встречи, поделившихся своим опытом со зрителями театра.

А следующая встреча Молодежного образовательного проекта «ТЕАТР+», посвященного в этом сезоне премьерам РАМТа, состоится 23 ноября в 19:30 в Черной комнате. Это будет разговор с создателями спектакля «Любовь и смерть Зинаиды Райх». Регистрация на мероприятие уже открыта.

* Буллинг (от англ. bullying) – агрессивное преследование члена коллектива (особенно коллектива школьников и студентов, но также и коллег) со стороны одного или нескольких членов этого же коллектива.

Анна Верещагина

Фотографии Сергея Петрова, Марии Моисеевой.

 

 

наверх