Газета выпускается Пресс-клубом РАМТа



Вкус детства

Премьера спектакля «Манюня» по книге Наринэ Абгарян в РАМТе

16.06.2019

Современным детям никогда не удастся в полной мере понять весь ужас такого домашнего правонарушения, как разбитый чешский бра, привезенный из самогó Ленинграда. Скорее всего, им уже недоступны простые радости отдыха на даче в горах без wi-fi и телевидения, когда основным развлечением было сбегать заглянуть в окна к соседям. В век родительских чатов может показаться странным, что знакомиться с семьей лучшей подруги десятилетнюю девочку собирают, словно замуж выдают: в парадном платье, с подарками и родословной в виде семейного фотоальбома. «Манюня» знакомит младшее поколение с возможно неизведанным доселе миром «лютой» дружбы и безбашенного детства, когда вместо рекомендаций Гугла руководствовались инстинктами.

Взрослым же спектакль навеет воспоминания. Они-то как раз помнят ценность чешских бра и немецких кукол. («У меня была такая, за пятнадцать рублей», – шепнула спутнице зрительница в соседнем ряду.) Они помнят то время, когда дома стоял холодильник «Минск», а во дворе ждала лучшая подруга, с которой проходили огонь, воду, музыкальную школу, грязные лужи и совершали поступки, которые сейчас ничем, кроме временного помешательства, объяснить невозможно. Им «Манюня» ненадолго вернет подзабытое чувство осторожной вседозволенности, когда, дав в глаз соседскому мальчишке, ты заранее предупреждаешь маму о том, что вечером к ней придут разбираться его родители. Может быть, ругаться меньше будет.

Так о чем же новый рамтовский спектакль Рузанны Мовсесян? О том, как в небольшом армянском городке Берде внезапно подружились две очень разные девочки – осторожная, не готовая к «подвигам» Наринэ (Анна Дворжецкая) и гиперактивная Маня (Анна Ковалева). Отправляясь на поиски приключений, они редко думают о последствиях, которые обычно материализуются в виде Манюниной бабушки Розы, или просто Ба (Нина Дворжецкая). Вместе им предстоит пережить взрыв газовой колонки, бритье наголо, ночную охоту на завтрашний ужин, первую пылкую влюбленность Мани. Из каждой заварушки можно найти более или менее достойный выход, если рядом верная напарница. Изобретательность девчонок можно объяснить только их наивностью и чистотой восприятия мира и, конечно, всегдашним детским желанием действовать без помощи взрослых. Дух каждой новой тайны, которую ни в коем случае нельзя рассказывать родителям, еще больше скрепляет узы их дружбы.

Спектакль поставлен по книге армянской писательницы Наринэ Абгарян, которая вспоминает в ней свое собственное детство – недаром одну из главных героинь зовут так же, как и автора. Многоуровневые декорации и игра света переносят нас в уютные южные дворики, где все соседи знают друг друга. На перилах балконов здесь проветриваются красочные ковры, а через весь двор протянута веревка с бельем. Затейливые лесенки, по которым так весело бегать –  ведут с этажа на этаж. Из репродуктора доносится трансляция армянского радио (ведущие, впрочем, весьма буквально присутствуют на сцене). Соседский дом в горах – неприступная вершина, где живет объект воздыханий Манюни – неотъемлемый атрибут взросления. Но погружение в атмосферу солнечного армянского детства было бы неполным без последних маленьких штрихов – описаний запаха печенья, вкуса помидоров с сыром и принесенной деревенскими соседями сметаны, оставляющих в зрительном зале практически осязаемое ощущение.

За особый колорит спектакля отвечают не только комментаторы армянского радио, чье постоянное присутствие делает их своего рода сообщниками девочек. Еще до открытия занавеса по залу проносится вздох умиления при виде маленькой овечки, которая, к сожалению, на сцене больше не появится. Зато не раз по ней пройдут красочные коровы, сопровождаемые пастухом дядей Суреном. На столе, укрытом искусно расшитой скатертью, появятся яркие, хотя и нарисованные, фрукты – непременный атрибут богатого обеда Ба. Вездесущий «Мишка на Севере» добавит к позитивному образу спектакля нотку легкого безумия, напоминая нам не судить главных героинь слишком строго.

Не зря жанр спектакля определен как признание в любви. Это действительно признание в любви той эпохе, когда пейзажи сохраняли навсегда в памяти, а не в гаджетах, а дружба измерялась поступками, а не количеством лайков. Признание в любви многолюдным семейным обедам, непредсказуемым поступкам, яблочным пирогам, постепенно уходящим в прошлое фотоальбомам и всем «провинциальным городкам, разделенным пополам звонкой шебутной речкой».

Премьера спектакля состоялась 28 мая на Большой сцене РАМТа в рамках фестиваля "Черешневый лес".

Анна Родионова

Фотографии Сергея Петрова

 

Оставьте комментарий

  • Facebook
  • ВКонтакте
наверх