Газета выпускается Пресс-клубом РАМТа



Спектакли во имя спасения мира

В Черной комнате состоялась лекция об утопиях на сцене РАМТа

28.11.2016

Разговор об утопии и ее роли в развитии человеческой цивилизации традиционно начинают с Томаса Мора, английского философа, который в XVI веке написал свою знаменитую книгу об идеальном обществе. С тех пор всю нашу историю, все просветительские проекты и революции можно рассматривать как попытки найти этот вымышленный остров, построить свою Утопию в эмпирически познаваемом пространстве. И театр даже в XXI веке не остается равнодушным к беспрерывному поиску идеального.

Филолог Мария Штейнман, доцент РГГУ и давний зритель РАМТа, сформулировала пять утопий, подчеркивающих то, как менялось в обществе и в Молодежном театре представление о способе спасения мира. Между собой эти утопии связывала вера в безупречность модели. И именно эти утопии обозначают основную линию театра под руководством Алексея Владимировича Бородина, спектакли которого послужили основой для лекции «РАМТ: опыт сценической утопии». Она прошла 22 ноября в рамках Молодежного образовательного проекта «ТЕАТР+», посвященного в сезоне 2016-2017 гг. спектаклю «Демократия».

Утопия первая: мир спасет правда

В спектаклях по пьесам журналиста Юрия Щекочихина – «Ловушка № 46, рост второй» и «Между небом и землей жаворонок вьется» – поставленных в тогда еще Центральном детском театре 1980-х, отобразился выморочный мир эпохи заката СССР. Расслоение общества, погоня за материальными ценностями, молодежные и подростковые проблемы – все это было далеко от коммунистических идеалов, к которым когда-то стремились основатели советского государства. Этот мир разрушенной утопии породил свою утопию, требовавшую откровенности «журналистских расследований» и человека, который не побоится говорить правду.

Утопия вторая: мир спасет благородство

«Береника» Жана Расина и «Лоренцаччо» Альфреда де Мюссе (спектакли 1993 и 2001 годов) изобразили другой идеал: истину в мир должен принести человек, самозабвенно благородный, способный отказаться от своего личного счастья во имя большого дела и великой идеи – не потому, что ему так приказывает идеология, но из глубинного понимания того, что есть нечто превыше этого. Так Тит отказывается от Береники во имя Рима, так Лоренцо Медичи планомерно уничтожает собственную личность, чтобы, будучи отвергнутым всеми, добраться шпагой до герцога-тирана – ради Свободы. Герои этих историй не получают взамен ничего, кроме чувства выполненного долга – но мир восхищается ими.

Утопия третья: мир спасет утопия

Постепенно в этом горниле страданий за судьбы мира выплавляется целый пласт людей, которые мечтают о лучшем для своей страны – их веру в прекрасное, их бессильное стремление помочь уловил Том Стоппард, чей «Берег утопии» был поставлен на сцене РАМТа в 2006 году. Прекраснодушные интеллигенты, будущие классики русской литературы – Белинский, Бакунин, Тургенев, Герцен, Огарев – все они стремятся достичь берега своей утопии, не утверждая, что это в принципе возможно. Свобода, просвещение, светлое будущее, путь России и национальное самосознание – над всеми этими вопросами мучительно размышляют и сегодня. Может быть, мы – это наша литература? Может быть, у нас такая карма – всегда видеть берег и никогда не мочь до него доплыть?

Утопия четвертая: мир спасет мечта

«Алые паруса» 2010-го года, в отличие от «Предсказания Эгля» по тому же произведению Александра Грина, поставленному в ЦДТ и целиком пронизанного радостной песенной атмосферой 1960-х, – более жесткий и реалистичный, пропитанный духом нового века. Необычные повороты, новое осмысление классического сюжета. Это спектакль о мечте вопреки, о мечте, очищающей душу – который, тем не менее, ставит вопросы о том, где проходит грань между стремлением к далекой светлой звезде и опасным эскапизмом. Но если не верить в мечту – тогда зачем жить?..

Утопия пятая: мир спасет демократия

Наконец, утопия нашего времени – легенда о спасительной силе демократического общественного устройства – находит свое отражение в спектаклях «Нюрнберг» (2014 г.) и «Демократия» (2016 г.). Малый Нюрнбергский процесс над юристами фашистской Германии – «суд над судьями» – иллюстрация к тому, как можно извратить факты, не сказав ни слова неправды; об упоенном «переводе стрелок» и перекладывании ответственности на тех, кто «виноват не меньше». И «Демократия» продолжает этот разговор – о том, что политику делают живые люди. Демократия – это не про всех; демократия – это про каждого. Индивидуальный выбор человека кажется незначительным на фоне исторических событий или масштабных катастроф – но не множество ли индивидуальных решений составляют историю?

Разговор об утопии – это разговор о выборе, об осознании личной ответственности, о внутренней свободе и внутренней правде. Каждый из нас – часть большого светлого будущего, и все в нем зависит от нас. Может быть, этот призрачный вымышленный остров Томаса Мора и недостижим, но утопии РАМТа – о том, что никогда, никогда не нужно переставать к нему стремиться.

Валерия Завертяева

 

 

наверх