Газета выпускается Пресс-клубом РАМТа



Пьеса о школе: спектакль на злобу дня

В РАМТе прошел круглый стол, приуроченный к спектаклю «Я хочу в школу»

19.12.2017

2 декабря в РАМТе состоялась очередная дискуссия в рамках образовательного проекта «ТЕАТР+». Поводом для встречи послужил спектакль Александра Баркара по книге Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак «Я хочу в школу». Большое зрительское фойе театра превратилось в площадку для разговора на актуальную тему – «Пьеса о школе: спектакль на злобу дня». В нем приняли участие директора частных и государственных школ, учителя, родители, ученики, а также режиссер и артисты спектакля. Встреча прошла при поддержке «Учительской газеты».

Начал разговор художественный руководитель театра Алексей Бородин, рассказав о том, как лет 25-30 назад в театре была тенденция постановки школьных пьес:
– Когда я пришел в этот театр, здесь шел спектакль «Разговоры в учительской»: Рудольф Кац из Ленинграда написал очень живую пьесу, которая сильно отличалась от того, что тогда шло. А еще раньше здесь шел спектакль, который я в своей юности видел – «Друг мой, Колька!» Хмелика в постановке Анатолия Эфроса. Это тоже был взрыв, к администратору очередь стояла из артистов всех ведущих театров Москвы. Это спектакль был чем-то поразительным: органичным, жизненным, в нем участвовали совсем юные артисты. И вот эти два сильных воспоминания налетели на меня, когда Саша (режиссер Александр Баркар – прим. ред.) принес пьесу про проблемы школы и – главное – про проблемы людей. Есть понятия детство, отрочество, юность. Но кто они – эти дети и отроки? Это же люди, сформированные в своем опыте, который у них есть на данный момент. И вдруг в этой пьесе они протестуют против того, чтобы их не превращали в винтики-шпунтики. Эта почти сказка тогда произвела на меня такое впечатление, что это нужно было действительно ставить.

Что увидели другие участники круглого стола в спектакле и книге? Какие проблемы современного образования они поднимают?

– Я думаю, это вариативность и попытки ее свернуть… Хорошо, что этот текст и спектакль появились, что мы можем их пообсуждать. Это значит, что мы имеем право думать о том, какой быть школе,  и о том, что она должна быть разной, – ответила заместитель главного редактора «Учительской газеты» Анна Данилина.

– Книга и спектакль очень четко показывает противоречия: кто для кого живет и работает. Учителям кажется, что дети для них, хотя на самом деле школа – для детей, – продолжил цепочку ответов Андрей Милехин, учитель психологии и проректор Московского городского психолого-педагогического университета.

– Мне кажется, школа – это отражение общества. И произведение не о проблемах школы, а о проблемах общества. О том, что всем нам надо учиться быть в диалоге. И еще о желании встать в строй или оставаться личностью, – высказал свое мнение Александр Демахин, учитель МХК, режиссер, драматург, «Учитель года России – 2012».

– Меня тронула тема индивидуализации. Здесь рассказано несколько историй учеников, у каждого была своя загадка, и к каждому было нужно свой ключик подобрать. Зачастую в школе мы не успеваем этого сделать, – ответил директор московской школы № 1296 Валентин Макаров.

Директор же московской школы «Покровский квартал» Илья Новокрещенов видит в рассказанной истории не проблемы, а задачи:
– Здесь звучит вопрос работы с детской одаренностью. Одарен абсолютно каждый. Вопрос в том, чтобы проявить одаренность и поддержать. Создать условия, чтобы она себя проявила – главная моя задача как директора.

По мнению исполнительницы роли Кошки Марии Туровой, часто в школах забывают, что ребенок – это одаренная личность, которой надо помочь эту одаренность раскрыть, а исполнитель роли Молчуна Прохор Чеховской ответил словами одной из героинь спектакля, что в школах «учиться не должно быть сложно, должно быть интересно».

– Для меня главная проблема в книге и произведении – проблема творческой личности, которая не желает поддаваться системе и всячески сопротивляется ей. А система пытается подавить личность, ее творческое начало – и без этой борьбы невозможно существование личности, эти вещи получаются взаимодополняющими, – дополнила Анна Ковалева, исполнительница роли учительниц 33-й школы, в том числе роли Злыдни, имя которой стало в разговоре нарицательным.

– Тут, мне кажется, вопрос не в школе, а в среде, в которой находится человек, – ответил Максим Керин, исполнитель роли «учителя мечты» Впалыча. – Это спектакль о том, как человек становится человеком, за счет чего он им становится, В этой книге, как и в спектакле, есть небольшой школьный период, но жизнь продолжается дальше.
 
Дискуссия коснулась разных проблем современного образования. В частности, почему назрел бунт против системы. Артем Новиченков, учитель литературы и писатель, отметил:
– Сегодняшний старшеклассник понимает, почему он не любит школу, почему она ему не нужна, какие в ней минусы, и часто может разложить это по полочкам. Это осознанный подход, и этот бунт выглядит продуманным восстанием, но у старшеклассников нет инструментов, чтобы это восстание к чему-то привести.
Многие спикеры согласились с позицией Артема, говоря, что против школьников – «целая система».

Обсуждали и трудности профессии учителя: того, возможно ли при уроке в сорок пять минут каждому ученику «заглянуть в глаза» и найти индивидуальный к нему подход, можно ли подготовить уникальный урок при большой недельной загрузке. Поднимались также вопросы, как школьнику защититься от учителей-злыдней, а учителям спастись от выгорания. Кажется, панацея – создание частных школ – одна из которых стала прототипом «идеальной» 34-й школы, описанной в книге. Директора негосударственной Филипповской школы Оксана Пороховская и Михаил Поваляев заверили, что в частной школе и вправду реже встречаются учителя-злыдни, однако конфликты между педагогами и учениками все же возникают.

Более того, проблемы, существующие в современном образовании, стары как мир. На вопрос «Ставили ли вам несправедливо оценки и за что?» охотно отвечали и дети, присутствующие в зале, и артисты, уже давно закончившие школу.

– Когда в старших классах появилась химия-физика, я их не понимал вообще – у меня гуманитарный склад ума, – рассказал исполнитель роли Жени Алексей Бобров. – Но я очень хотел понять, и когда подошел с этим к учителю, она ответила, что, если каждому будет объяснять, ей ни на что не хватит времени и вообще «не можешь понять – зубри». Но это было несправедливо, потому что я искренне хотел понять.

– В силу увлечения спортом у меня не было свободного времени делать домашнее задание, и зачастую я делал его на уроке. И педагог – кажется, это была алгебра – ставила мне все время двойку за это. Я не понимал, за что – ведь я же делаю задание! – «Нет, домашнее задание нужно делать дома!» – рассказал историю своих несправедливых оценок исполнитель роли Димки Дмитрий Бурукин.

Евгения Белобородова, исполнительница роли Анечки в спектакле, училась в хорошей школе с хорошими учителями:
– Правда, однажды меня вызвали к директору, хоть я и была права, и сказали, что выгонят из школы. Тогда я поняла, что мир не так прост. Но потом я оправдала и это поведение своих учителей. А вообще, тема образования – обширная, моя дочка только пошла в первый класс, и я пока присматриваюсь к нашим учителям, но одно уже могу сказать точно: без любви не привьешь желания получать знания.

Школьники и взрослые из зрительного зала делились и смешными, и немного печальными случаями из учебных будней, что лишний раз доказывало, как много в профессии учителя значит его личность. И как трудно ученику порой отстаивать в процессе учебы свои интересы, если учитель к нему несправедлив.

Но, тем не менее, отстаивать свои интересы надо. Так считает и режиссер спектакля «Я хочу в школу» Александр Баркар, который в завершении вечера выразил надежду, что если сегодня ребенок посмотрит спектакль и поймет, что школа может быть другой, то через тридцать или пятьдесят лет «наши дети или внуки доживут до того времени, когда что-то хоть чуть-чуть изменится». И так как с чего-то надо начинать, то пусть отправной точкой станет рамтовский спектакль.

Следующее мероприятие проекта – встреча с режиссером спектакля «Олеанна» Владимиром Мирзоевым и актрисой Марией Рыщенковой состоится 20 декабря в 19:30 в Черной комнате РАМТа. Тема разговора – «Педагог: злоупотребление властью».

Елизавета Стуканова

 

 

наверх