Газета выпускается Пресс-клубом РАМТа



Сложно ли петь в спектакле

Приходя на спектакли в РАМТ, вы можете быть совершенно уверены, что в музыкальных сценах слышите со сцены только оригинальные голоса. Но если вы сомневаетесь, попробуйте определить это сами. Чтобы понять, поет певец вживую или под фонограмму, нужно посмотреть на его сонную артерию. Если участок шеи, где находится артерия, напряжен, то вы слышите живой голос. Музицированию драматических артистов посвящен этот материал.

27.04. 2013

Двигаемся и поем

Знаете, чем отличается музыкальный номер оперетты и музыкального спектакля драматического театра? В оперетте музыкальные сцены служат отдельными номерами, а в спектакле – необходимыми сюжетными элементами. Например, в рамтовском спектакле «Алые паруса» артисты исполняют музыкальные номера в процессе основного действия, поэтому им приходится передвигаться по сцене и в то же время петь. Исполнительница главной роли Рамиля Искандер рассказывает: «В финале «Алых парусов», когда мы с Александром Рагулиным исполняем дуэт Ассоль и Грея, мы находимся в положении, параллельном полу и перпендикулярном декорациям. Когда мы первый раз на репетиции попробовали так петь, казалось, что это сделать невозможно. Но на спектакле и мы, и зрители уже убедились в обратном». По признанию Дениса Баландина, играющего в спектакле роль Меннерса, к такому «экстремальному» пению не существует специальной подготовки. Все осваивается репетициями.

Выносливость голосового аппарата

За время работы над музыкальными номерами голосовой аппарат и диафрагма у артистов становятся настолько крепкими, что голос не дрожит даже при физических нагрузках. К тому же в драматическом театре играть утром «Тома Сойера», где нужно петь акапелла без микрофона, днем – «Как кот гулял…», где приходится петь фальцетом, а вечером – «Алые паруса», где уже есть микрофон, но совершенно другая манера исполнения, – вполне нормальное явление. Ни один профессиональный певец на такую нагрузку не пойдет. Более того, в музыкальных театрах  певцам перед выступлением даже дается выходной, и их не задействуют в репетициях.
С другой стороны, и спрос с голоса драматических актеров иной. Если голос где-то дрогнул, это можно превратить в дополнительную деталь образа, характера. Но надо сказать, что при большой нагрузке актерам иногда приходится играть спектакль «без голоса» – читать песни как стихи. Драматическим это прощается.

Какие музыкальные способности нужны драматическому артисту?

«Для того, чтобы играть в музыкальных спектаклях, артисту, разумеется,  необходимы музыкальные данные: голос и слух, – рассказывает хормейстер и дирижер РАМТа Максим Олейников. – Однако, главное – это душа актера и самоотдача. Есть масса примеров, когда артист не обладает особенным слухом или голосом, но его пение завораживает. Здесь важна не только работа над своими природными данными, но и над самим собой».
В опере актеров подбирают исключительно по голосу. В драматическом же театре, в первую очередь, смотрят на соответствие актера его образу и… на способность петь в хоре. Дело в том, что непрофессиональному хоровому певцу тяжело подстроиться под других, и если в спектакле планируются хоровые номера, то для этого проводится отдельный кастинг внутри театра. На кастинге сразу видно, кто сможет спеться в хоре, а кто даже будет ведущим голосом партии. Многоголосие в хоре поддерживают ведущие голоса.
В ансамбле полифонию исполнить сложнее. Скажем, когда звучит «Попутная песня» Глинки в спектакле-концерте «В пространстве сцены», артисты стоят не по своим партиям, а вперемешку, да при этом подходят к авансцене. В движении исполнять песню-скороговорку – задача непростая, тем более, когда со всех сторон тебя сбивают другие голоса! На репетициях этого номера актеры даже тренировались «кто кого перепоет», чтобы почувствовать музыкальную независимость.

Постановка голоса

Голос – это не просто природные данные, но еще и постоянная работа. Но можно ли голос поставить? Максим Олейников, как профессионал с консерваторским образованием, рассказал, что в музыкальных образовательных учреждениях есть даже отдельные предметы с таким названием, как постановка голоса. По его мнению, голос можно настроить как музыкальный инструмент, ведь наш голосовой аппарат – тот же музыкальный инструмент, только заключенный внутри человека. Потому нет и универсального педагога по вокалу. Один может подойти вам, но не подойти другому человеку. В любом случае, постановкой голоса лучше заниматься с детства, поскольку с возрастом организм человека становится не таким восприимчивым к изменениям и не может настроиться на «музыкальное» исполнение.

Татьяна Попадьева

В статье использованы материалы встречи зрительского клуба РАМТа «Премьера», руководитель Алла Лисицина

 

 

 

наверх