Газета выпускается Пресс-клубом РАМТа



Книга о том, как оставаться человеком

Презентация книги Алексея Бородина в Музее современного искусства

25.11.2017

16 ноября в Московском музее современного искусства прошла встреча «Автора – на сцену» – одна из серий разговоров с авторами книжных новинок. В этот раз ее героями стали режиссер, художественный руководитель РАМТа Алексей Бородин со своей книгой «На берегах утопий. Разговоры о театре» и театральный критик Марина Тимашева, при чьем участии эта книга увидела свет.

Представляя автора, Марина дала важную оценку книге, сказав, что в ней нет ни одного дурного слова о людях. Что бывают люди злопамятные, а бывают такие, у кого память выбрасывает вещи, отравляющие жизнь. Последнее – про Бородина. Марина вспомнила случай, когда, редактируя книгу, предложила назвать Маргариту Куприянову Ритой – как звала ее вся театральная Москва. Но Алексей Владимирович настоял на Маргарите Григорьевне – потому что именно так всегда ее называл. Одно из его качеств – умение уважать других, никогда не позволяя себе фамильярности. Еще Марина, приходившая работать над книгой в театр, рассказала о своих ощущениях от атмосферы РАМТа – о том, что в театре отношения равные, и никто никогда не ждет в страхе возможности попасть в кабинет к худруку, а просто туда заходит, когда дверь открыта: «Я всю жизнь считала, что в театре демократии быть не может, и теперь должна полностью пересмотреть свое отношение к театру, а также то, что мне говорили об этом старшие товарищи».

Взяв слово, Алексей Владимирович посчитал в начале встречи сказать о том, что в то время, как здесь проходит такое праздничное событие, мы помним о произошедшим с директором нашего театра Софьей Апфельбаум. Мы могли бы сделать вид, что это в данный момент нас не касается, но это – часть нашей жизни, и эта несправедливость, случившаяся с Софьей Михайловной, страшно нас всех волнует.

Затем он продолжил тему, начатую Мариной, пытаясь объяснить секрет особой атмосферы в своем коллективе: «Демократия – это когда отношения с людьми построены на взаимном уважении. Но демократия предполагает, прежде всего, дисциплину и культуру. Тут возникает еще один вопрос: как сохранить баланс между дисциплиной и человечностью? Это очень сложная вещь, потому что все люди не похожи друг на друга. Мне кажется, нужно ценить в людях лучшее, ценить их достоинства – профессиональные, человеческие. Потому что обижают друг друга много и часто. Это надо перешагивать, прощать и не запоминать обиды. Это труд, которому надо учиться. Но не все нужно прощать. Если что-то разрушает целое, с ним надо не соглашаться и протестовать».

На слова Марины о том, что книгу Бородина надо читать, потому что она о том, как оставаться человеком, режиссер ответил: «Человек должен знать, что его мечты не станут явью. Но при этом – и в этом противоречие – Ассоль должна ждать алые паруса, зная, что они могут никогда не приплыть». В этой ненормальности, в этой утопичности, считает режиссер, и есть весь человек. Ведь «Алые паруса» можно воспринимать как ожидание сказки, а можно как мужество ожидания. С этим перекликается позиция Бородина, что нужно работать, не уставая и не ожидая награды и конечного результата, которых может не быть.

Результатом огромного труда – в перерывах между репетициями и управлением театром – стала книга воспоминаний и размышлений: опыт движения вперед, строительство себя и театра, мудрость сохранения мира и приверженности этой утопии.

Закончилась встреча вопросами аудитории и автограф-сессией. Купить книгу можно сегодня во всех крупных книжных магазинах города. А дешевле всего – в киоске центрального зрительского фойе РАМТа перед началом или в антракте спектакля.

Ольга Бигильдинская

 

 

наверх