Не для смеха, а про людей
Премьера спектакля «Коновалов» по рассказу Максима Горького
30.01.2018
Первой премьерой РАМТа в новом году стал спектакль «Коновалов» по одноименному рассказу Максима Горького и циклу статей писателя «Несвоевременные мысли». Жанр постановки режиссер Олег Долин определил как дружеская человеческая беседа.
Спектакль вышел накануне юбилея Горького – 150-ти лет со дня рождения писателя. Перечитывать автора режиссер начал несколько лет назад и свой выбор материала объясняет тем, что решил показать неизвестного Горького – глубокого и неоднозначного: «Когда я учился в школе, Горький запомнился мрачностью и беспросветной чернухой, а он, на самом деле, какой-то невероятный – особенно ранний – неизведанный и со сложной судьбой».
Волею судеб на работе в пекарне знакомятся образованный аккуратист Максим (Дмитрий Кривощапов) и небрежный босяк Коновалов (Тарас Епифанцев) – знакомятся и становятся друзьями. Один открывает другому далекий, неизведанный мир – мир литературы. «С зарплаты и мне купи, – просит безграмотный Коновалов новую книгу, – только не для смеха, а про людей». И вдруг начинает не только сопереживать всем сердцем героям книг, которые читает ему новый друг, но и философствовать о жизни. Он обнаруживает удивительное отношение к себе: в отличие от тех, кто винит в своих бедах других, он – жертва среды и условий – твердит, что лишь сам виноват перед собой и своей судьбой. Вызволив из тюрьмы сбившуюся с верного пути распутную Капитолину (Полина Виторган), Коновалов мучается вопросом, правильно ли поступил, ведь жить с нею честь по чести не готов («Баба нашему брату – не компания»), и в том, что она вновь пошла по скользкой дорожке, снова винит себя. «Нет ли книги какой-нибудь насчет порядков жизни? Поучения, как жить?... Я, видишь ли, поступками смущаюсь своими», – говорит он Максиму. И тот удивляется, что простому человеку из народа свойственны такие душевные терзания.
В 2018 году Горький требует нового подхода, считает Олег Долин, и ставит совсем не классический спектакль в только что созданном в РАМТе сценическом пространстве – Белой комнате. Особая роль в нем отдана световой партитуре и игре цвета. При дрожащем свете свечей на светлой кладке стен и колонн пляшут черные тени Коновалова и героев его мыслей и фантазий. Все они играют с очарованным книжными историями бедняком и пьяницей, но не отвечая на все его вопросы, а только разжигая внутренний диалог – полный самоуничижения и сомнений в правильности пути. В переломный – как кажется – момент, когда Максим преподносит ему в подарок белоснежную, выглаженную рубашку – точно такую же, какую носит сам – верится, что вот оно преображение бывшего запойного пьяницы. Но не тут-то было. Переживая за судьбу Капитолины, с которой не захотел жить как с женой, он уходит в долгий запой и – исчезает из жизни Максима.
В самые важные моменты в пастельную гамму спектакля врываются яркие, неожиданные краски. Сине-алый платочек проститутки, приехавшей к Коновалову, чтобы предложить ему семью и дом, перекликается с сине-алым ковром, цвет которого для нее – ожидание праздника и домашнего уюта, а для него – опасность: не создан он для семьи. В сцене запоя белая рубаха героя замарывается беспросветностью и отчаянием – так прочитываются серая и красная краски, которыми густо обмазывают одежду героя его демоны. А вот глубокий синий, попавший в эту палитру, как будто указывает на уход Коновалова в самого себя, его осознанный и в то же время вынужденный отказ от продолжения борьбы за спасение своей души…
В 40 лет мещанин города Мурома Александр Иванович Коновалов повесился на отдушине печи в камере тюремного замка. Спектакль РАМТа – это поиск Максимом ответа на вопрос, что побудило этого задумчивого человека уйти из жизни, ведь «это был славный малый, а их не часто встречаешь на жизненном пути».
«Коновалов» стал первым спектаклем, сыгранным в новом пространстве РАМТа . Некогда репетиционная зона – антресольный зал – теперь превратилась в светлую уютную сцену. Дмитрий Кривощапов, исполнивший Максима в «Коновалове», отметил, что стены бывшего репзала помогают, а камерность пространства позволяет передавать тонкие, филигранные моменты рассказа.
Жанр спектакля – дружеская человеческая беседа – определяется не только задушевными разговорами главных героев между собой, но и рассказчиком, который делится со зрителями наболевшим. Его рассказ – как нитка, на которую нанизаны сцены-бусы спектакля и на которой спектакль держится. Дмитрий Кривощапов ловко и увлеченно ведет свой рассказ и отлично существует в камерном пространстве Белой комнаты, это не первый его спектакль на маленькой сцене и он умеет держать внимание зрителя – может быть, поэтому роль рассказчика досталась именно ему.
Маргарита Нестерук
Ольга Бигильдинская
Фотографии Сергея Петрова
Оставьте комментарий
- ВКонтакте