Встреча зрителей с создателями «Северной одиссеи»
Екатерина Гранитова и Петр Налич приняли участие в образовательном проекте РАМТа
25.10.2015
15 октября в РАМТе стартовала зрительская образовательная программа «Театральная академия», цель которой показать, как многогранно и сложно сотворчество людей театральной сцены и закулисья. Она является одним из этапов Молодежного образовательного проекта «ТЕАТР+» и рассчитана на весь театральный сезон. Первая встреча была посвящена теме «Музыкальный спектакль в драматическом театре». В ней приняли участие создатели спектакля «Северная одиссея» режиссер Екатерина Гранитова и автор-исполнитель музыки к спектаклю Петр Налич.
Разговор шел не о традиционных жанрах музыкальных постановок, а именно о драматическом спектакле, в котором музыка занимает особое место. Такой постановкой стала последняя премьера РАМТа, где принимает участие коллектив под руководством Петра Налича, исполняющий живую музыку на сцене. Сотрудничеству режиссера и музыканта, создающих такой спектакль, была в частности посвящена эта встреча.
«Екатерина Геннадьевна Гранитова – известнейший режиссер. Я смотрел ее замечательный студенческий спектакль «История мамонта», который она ставила с молодыми ребятами по роману Алексея Иванова «Географ глобус пропил, – рассказал участникам встречи художественный руководитель театра Алексей Бородин. – Там в финале в записи прозвучала песня Петра Налича «Крылья». Видимо, с тех пор у Екатерины Геннадьевны, появилась идея сотрудничества с композитором. И мы, естественно, поддержали ее в нашем театре».
Екатерина Гранитова имеет богатый опыт постановки музыкальных спектаклей, среди которых есть и мюзиклы, и оперы, и водевили. Но когда началась работа над «Северной одиссеей» по мотивам киносценария Петра Луцыка и Алексея Саморядова, жанр постановки она заведомо не определяла, чтобы не вставать на путь классического подхода к созданию музыкального спектакля. В результате получилась композиция из двух совершенно разножанровых актов: о контрабандистской экспедиции в Сибирь и о том, как ее участники неожиданно попали в Америку. «Первую часть спектакля мы называем эпическим путешествием, а вторую – кабаре или комиксом. Жанры разные, потому что Америка и Россия – это два разных полюса, два разных мышления», – поделилась режиссер.
Сочиняя музыку к спектаклю, Петр Налич удивительно живо и тонко среагировал на выбранный постановщиком материал. Историю русских людей, вырвавшихся на свободу в годы Перестройки, он увидел не только как спектакль-приключение, но и как эпическую историю: «Это сочетание чего-то абсолютно бытового и максимально приниженного, а с другой стороны, потрясающе возвышенного. Герои – легендарные личности, которые узнаваемы сквозь тысячелетия и наделены характеристиками, которые нам хорошо знакомы. Их живая речь остро выстроена, а чувство языка и ритма – зашкаливающее».
Интересно, что Петр Налич работает в спектакле не со своим постоянным коллективом. Специально для участия в постановке им были приглашены музыканты Дмитрий Сланский и Владимир Жарко (барабан), Антон Залетаев (тенор-саксофон и поперечная и блок-флейта), Олег Маряхин (баритон-саксофон и сопрано-саксофон), Сергей Сокулер (бас-гитара), Сергей Фролов (гитара) и Алиса Мандрик (фортепиано). В спектакле волею судьбы принимает участие даже латунный чайник, стоявший у артиста дома и очень подошедший для создания звукового фона тайги. Подбор музыкантов Петр объясняет так: «Нам был нужен определенный набор инструментов, которых не было в моем коллективе – в спектакле очень много разных красок. Где нужно дать жару, драйва, то играют два саксофона – баритон и тенор, где нужно изобразить что-то народное – блок-флейта, а если нужен просто ансамбль – играет сопрано-саксофон и поперечная флейта. И еще было очень важно, чтобы люди могли легко себя почувствовать в разных стилях. Получилась довольно широкая музыкальная палитра».
Работа над сочинением музыки к спектаклю заняла около года. По словам Петра, режиссерская воля в ней «присутствовала ровно настолько, насколько надо, чтобы просто достигнуть хорошего результата». «Самым сложным был поиск – чтобы ничто не перевешивало, чтобы синтез музыки и драматургии был органичен», – отметила Екатерина Гранитова.
В этом спектакле удивительным образом выстроено взаимоотношение между музыкальным ансамблем и сценическим действием. Они не вторгаются друг в друга, но воспринимаются как одно целое, идеально гармонируя между собой.
И если все, что планировалось в творческом плане, удалось, то одна из идей режиссера – выпустить Петра Налича на сцену в качестве актера – все же осталась нереализованной, так как музыкант не хотел, чтобы спектакль переходил в жанр концерта. А вот сыграть отдельный концерт с музыкой спектакля – это вполне может когда-нибудь и состояться. В ближайших планах Налича – выпустить диск с композициями из «Северной одиссеи».
Кстати, сотрудничество с театром увлекло музыканта настолько, что он дал согласие начать работу над музыкальным оформлением еще одной театральной постановки. На этот раз Петр приглашен в Пермский ТЮЗ для работы над спектаклем «Обыкновенное чудо». А вот Екатерина Гранитова решила взять тайм-аут: когда выпускаешь большой спектакль, нужно время, чтобы решиться на рождение новой большой идеи.
Подробную стенограмму разговора читайте в ближайшее время в рубрике «ТЕАТР+». А следующая встреча в рамках образовательного цикла состоится 17 ноября в 19:00. Главный художник РАМТа, народный художник России Станислав Бенедиктов даст мастер-класс на тему «Образ спектакля от А до Я». Вход свободный. Регистрация уже открыта.
Олеся Мойса