«Она сумела не превратить профессию в нечто обыденное»
23 декабря на Маленькой сцене РАМТа состоялся вечер памяти режиссера Анны Алексеевны Некрасовой, которой в мае этого года исполнилось бы 100 лет.
27.12.2013
РАМТ всегда был большой семьей, в которой каждому найдется место и в которой всегда помнят и чтут своих режиссеров, актеров и художников, уже ушедших из жизни. Не многие театры могут сейчас похвастаться такими душевными вечерами, какой получился в Молодежном – когда в неформальной обстановке собрались близкие и просто знакомые друг с другом люди, чтобы вспомнить прекрасного человека, строгого, но замечательного педагога, заботливую мать и бабушку, удивительного режиссера и восхитительную женщину – Анну Алексеевну Некрасову.
Небольшое, но хорошо освещенное пространство, черные стены, на которых висят фотографии сцен из спектаклей и эскизы к ним, близко стоящие друг к другу, накрытые белыми скатертями, изящно сервированные столики и портрет Анны Алексеевны в центре сцены – все это создает невероятный уют, и кажется, что вечер проходит в узком семейной кругу, где каждому есть, что вспомнить и рассказать.
Начал вечер Алексей Владимирович Бородин, который не только был хорошо знаком с Анной Алексеевной, но и поставил совместно с ней несколько спектаклей, среди которых «Отверженные», «Ловушка № 46, рост второй», «Баня» и другие: «Всю жизнь Анна Алексеевна оставалась верной своему призванию, своим личным основам и основам, которые она получила в ГИТИСе, где ее однокурсниками были Борис Александрович Покровский и Георгий Александрович Товстоногов. Называя эти имена, мы понимаем, о какой школе и о каком коренном понимании профессии режиссера идет речь».
Анной Некрасовой в ЦДТ и РАМТе, где она проработала более 50 лет, было поставлено 39 спектаклей. На большом экране в этот вечер были показаны фотографии из постановок «Конек-Горбунок», «Сомбреро», «Снежная королева», «Хижина дяди Тома», «Питер Пэн», «Лесная песня», «Шишок», «Маленький лорд Фаунтлерой» и других, шедших на сцене театра в разные годы. Театровед Борис Поюровский отметил, что Анна Алексеевна уделяла внимание не только постановке в целом, но и «очень точно прорабатывала роли и образы» и всегда ассоциировалась у него с «интеллигентным театром».
Станислав Бенедиктов, который был художником почти во всех спектаклях Анны Некрасовой, поделился тем, что она всегда была для него идеалом «доброты, культуры и женственности». «Когда Анна Алексеевна приходила в театр, – рассказал Алексей Бородин, – то всегда переобувалась в туфли на высоком каблуке. Приход в театр был для нее событием. Каждый раз. Приходила ли она на репетицию, на сбор труппы или по другим делам. Она была подтянутым, собранным, творчески настроенным человеком. Эту самодисциплину, унаследованную еще от родителей, она пронесла через всю свою жизнь и сумела не превратить свою профессию в нечто обыденное».
К счастью, у Анны Некрасовой было много учеников, которым она могла передать свое понимание профессии: она руководила знаменитой студией при ЦДТ, преподавала в ГИТИСе на факультете музыкальной комедии вместе со своим мужем – Борисом Александровичем Покровским, а также учила режиссуре вместе с режиссером ЦДТ Марией Осиповной Кнебель.
Солистка Камерного театра Елена Андреева, ученица Анны Некрасовой, вспоминала о том, как проходили их занятия, какие советы давала Анна Алексеевна студентам, как строга она была с ними, но, в то же время, как нежно, будто к собственным детям, порой относилась к ним. Многие ученики вспоминали и ее неповторимый вкус в выборе одежды, и то, как умело она сочетала строгость и изысканность. И не было на вечере, пожалуй, ни одного человека, кто не вспомнил бы вкуснейшие пирожки, которые она так искусно готовила.
О том, какой Анна Некрасова была бабушкой, попытался рассказать ее внук, артист театра и кино Михаил Ефремов, прочтя легкое, юмористическое стихотворение Сергея Михалкова о мальчишке, которому все время дарили совсем не то, о чем он мечтал.
В этот вечер в РАМТе собрались разные люди, которых объединяла безмерная благодарность Анне Некрасовой, уважение и любовь к этой потрясающей женщине и талантливому режиссеру. Каждый из выходивших на сцену вспоминал какую-то историю, смешную, грустную или поучительную, связанную с Анной Алексеевной, – историю, которая больше всего запомнилась и повлияла на его дальнейшую жизнь.
Не все молодые актеры РАМТа, принявшие участие в вечере, встречались с Анной Некрасовой, но добрая память о ней, живущая в стенах театра, отозвалась и в их сердцах: в их исполнении прозвучали посвященные ей стихотворения, песни и даже частушки, органично вписавшиеся в теплую, дружескую атмосферу встречи.
Финальное слово было предоставлено дочери Анны Некрасовой – актрисе Алле Покровской. Она призналась в том, что тронута теплой, почти домашней атмосферой вчера и тем, как бережно в театре относятся к памяти уже ушедших режиссеров.
Хочется сказать большое спасибо тем, кто хранит память о своих коллегах, и, в первую очередь, Алексею Владимировичу Бородину, человеку с большой светлой душой, понимающему, что такие вечера нужны всем поколениям, работающим в театре. Ведь это и знак уважения, и дань памяти, и своеобразный поклон тем, кто вошел в историю РАМТа, создавая спектакли, на которых выросло не одно поколение москвичей.
Юлия Мартынова