Выпуск № 6
Март-Апрель 2010 г.
НА СПЕКТАКЛЬ!
Сказка, которая вышла из берегов
 

Это спектакль не для тех, кто собирается спокойно отсидеться в зрительном кресле, наслаждаясь гармонией замкнутого мира сценической площадки. Здесь будет громко, смешно и вкусно. Вниманием быстро и незаметно завладеют, шестеренки в голове заставят стремительно вертеться, а ваше собственное место – третье во втором ряду, честно оплаченное и любовно нагретое – перестанет всецело вам принадлежать.
В РАМТе состоялась последняя премьера проекта «Молодые режиссеры – детям» - сказка «Волшебное кольцо» Б.Шергина в постановке А.Хухлина.

Сцена из спектакля

Сюжет «Волшебного кольца» о том, что сделанное другому добро непременно возвратится тебе добром, безусловно, знаком каждому. Уж если каким-то неведомым образом история о Ване, оказавшемся обладателем волшебного колечка, вдруг не была прочитана в книжке или рассказана бабушкой, то уж великолепный мультфильм, блистательно озвученный Евгением Леоновым, помнят все. Потому зритель на спектакль приходит подготовленный.

Все ждут увидеть жалостливого Ваньку, мудрую его маму, верных Собаку и Кошку, загадочную Змеиного царя дочерь, бесчестного мучителя животных, вероломную царевну, железобетонную царицу, подкаблучника-царя и непременно трех «помощничков», которые с армейской отчетливостью и услужливой поспешностью обязательно проговорят: «Что новый хозяин нать?» Но спектакль обманет ожидания. Зритель увидит гораздо больше, чем ожидал.

Ваня – Роман Степенский

Так Ваньке (Р.Степенский), у которого душа шире и чище, чем разлившееся Белое море, режиссер сочиняет интереснейшую линию развития. Из наивного простака, который учит Собаку вилять хвостом, Ваня превращается в капризного самоуправца. Потом – влюбляется до слепоты. К концу же действия, пройдя сквозь предательство и разочарование, он приобретает мудрость и настоящую волю, и принимает осмысленное решение.

Ваня – Роман Степенский, Мама – Анна Ковалева

Стоит только взглянуть на маму Вани (А.Ковалева), и становится понятно, откуда у него такой стержень в характере. Она долго рассусоливать не будет – сразу наругает, как следует. Мама Вани – настоящий генерал в юбке, она везет на себе весь ворох отцовских и материнских забот, но не утрачивает оптимизма, женственности, тяги к элегантности и чувства собственного достоинства.

Мама – Анна Ковалева, Собака – Михаил Шкловский, Кошка – Мария Рыщенкова

Верные помощники Вани Собака (М.Шкловский) и Кошка (М.Рыщенкова), в мультфильме воспринимающиеся абсолютными близнецами, здесь обладают лишь внешним сходством. У каждого из них свой характер и образ мыслей. Кошка тихая, ласковая и робкая, но ей в голову приходят такие смелые идеи… которые легко претворяет в жизнь решительный, невероятно обаятельный и добродушный Пес. Интересна и «волшебность» Змеиной царевны (Л.Цибульникова). Она в спектакле, без сомнения – существо из другого мира. Ее грациозные движения невольно вызывают в памяти восточные единоборства. А философское спокойствие в самых неприятных ситуациях отдает врожденным аристократизмом.

Царевна – Диана Морозова, Царица – Олег Зима, Царь – Дмитрий Бурукин

Царское семейство состоит отнюдь не из коварных и расчетливых персонажей. Царю (Д.Бурукин), например, больше нравится исследовать мир, а править для него – скучная обязанность, которую хорошо бы спихнуть на жену. Царица (О.Зима), конечно, авторитетная женщина, но видно, что она уже устала от необходимости управлять страной и семьей и соскучилась по законному мужнину вниманию. Царевне (Д.Морозова) тоже тепло и хорошо под маминым крылышком. Зачем думать самой, если есть мама? Удивительно, как она умудряется схитрить и обвести вокруг пальца Ваню без чужой подсказки!

Сцена из спектакля

Не только трактовка образов, но и режиссерские решения далеки от сказочного стандарта. Используя относительно однообразный и простой реквизит – корабельные ящики, канаты и фонари – А.Хухлин умудряется изобразить множество самых разнообразных предметов: хитрый аппарат для выдачи копеечной Ваниной пенсии, амбар, печку, из которой сами собой выпрыгивают вкусные пирожки, царский трон, хрустальный дворец, горы, море, балкон парижского особнячка. Хрустальный мост – три натянутых каната. Но стоит ступить на него, как раздается самый настоящий хрустальный звон.

Сцена из спектакля

Автомобиль, наверное, первой на Земле модели, трясучий и пышаший паром – обыкновенный фанерный ящик без дна, с приставленными по краям фонарями. Но как увлекательно и весело мчит он по дороге под дружный хохот зала. Нет сомнения, что взаправду.

Как Шергин ввел в народную сказку реалии начала века XX, так Хухлин привносит в спектакль приметы нынешнего века, разрушая традиционный образ этой истории.

Сцена из спектакля

Так, аппарат, раздающий копеечки, очень напоминает запрудившие города  банкоматы. Мама Вани, вернувшаяся после неудачного сватовства, объясняет сыну царскую задачку на языке математических формул, которые жителям начала XX столетья и не снились. А ветхая деревенская избушка становится дворцом посредством глобального ремонта – с отгораживанием пространства «стройки» красной лентой и использованием новейших, судя по издаваемому ими реву, инструментов. Скоро становится понятно, что ремонт этот, начавшийся как краткосрочный, превращается в долгострой (зрителей даже выпроваживают на антракт).

Прихохотье – Дмитрий Бурукин, Царевна – Диана Морозова

Но не нужно думать, что спектакль получился авангардистским. Его создатели не забыли, что действие сказки разворачивается на русском севере – шум моря, крики чаек, прозрачные водяные блики на стенах, тягучие песни и характерный говор незримо погружают нас в атмосферу Поморья, делают ее настолько осязаемой, что, кажется, вот-вот соленым ветром подует. Не менее тонко передано и настроение Парижа – тихая узнаваемая воркотня с галльским прононсом, французский прихохотье Царевны с очаровательной родинкой на щеке и много-много лягушек, которыми Царевна и Жак норовят подбить улепетывающих через зрительские кресла отважных похитителей кольца. Да-да, именно через зрительские кресла. И вы, не скрывая невольно расцветающей улыбки, спешно отодвигаетесь, уступая дорогу беглецам.

Царевна – Диана Морозова, Ваня – Роман Степенский

Постановке А.Хухлина тесно в узком русле жанра поморского сказания. Героям придумываются новые черты характера и неожиданные линии их развития. В сценографию добавляются детали, выходящие за рамки бытовых подробностей времени повествования, придающие спектаклю современное звучание. Не хватает сценического пространства – действие выплескивается в зрительный зал. И вообще, кто сказал, что «помощничков» (В.Панченко и другие выше названные актеры) должно быть именно три – в момент строительства все пространство маленькой сцены РАМТа оказывается заселено ими, и даже за звуковым пультом сидит один. На сцене царит полная творческая свобода – торжество фантазии, ничем не ограниченной. Действие расширяется и бурлит, как Двина в половодье, ломая дамбы наших стереотипных представлений о знакомой с детства истории.

Мария Рузина