Это спектакль не для тех, кто собирается спокойно отсидеться в зрительном кресле, наслаждаясь гармонией замкнутого мира сценической площадки. Здесь будет громко, смешно и вкусно. Вниманием быстро и незаметно завладеют, шестеренки в голове заставят стремительно вертеться, а ваше собственное место – третье во втором ряду, честно оплаченное и любовно нагретое – перестанет всецело вам принадлежать.
В РАМТе состоялась последняя премьера проекта «Молодые режиссеры – детям» - сказка «Волшебное кольцо» Б.Шергина в постановке А.Хухлина.
|
Сцена из спектакля |
Сюжет «Волшебного кольца» о том, что сделанное другому добро непременно возвратится тебе добром, безусловно, знаком каждому. Уж если каким-то неведомым образом история о Ване, оказавшемся обладателем волшебного колечка, вдруг не была прочитана в книжке или рассказана бабушкой, то уж великолепный мультфильм, блистательно озвученный Евгением Леоновым, помнят все. Потому зритель на спектакль приходит подготовленный.
Все ждут увидеть жалостливого Ваньку, мудрую его маму, верных Собаку и Кошку, загадочную Змеиного царя дочерь, бесчестного мучителя животных, вероломную царевну, железобетонную царицу, подкаблучника-царя и непременно трех «помощничков», которые с армейской отчетливостью и услужливой поспешностью обязательно проговорят: «Что новый хозяин нать?» Но спектакль обманет ожидания. Зритель увидит гораздо больше, чем ожидал.
|
Ваня – Роман Степенский |
Так Ваньке (Р.Степенский), у которого душа шире и чище, чем разлившееся Белое море, режиссер сочиняет интереснейшую линию развития. Из наивного простака, который учит Собаку вилять хвостом, Ваня превращается в капризного самоуправца. Потом – влюбляется до слепоты. К концу же действия, пройдя сквозь предательство и разочарование, он приобретает мудрость и настоящую волю, и принимает осмысленное решение.
|
Ваня – Роман Степенский, Мама – Анна Ковалева |
Стоит только взглянуть на маму Вани (А.Ковалева), и становится понятно, откуда у него такой стержень в характере. Она долго рассусоливать не будет – сразу наругает, как следует. Мама Вани – настоящий генерал в юбке, она везет на себе весь ворох отцовских и материнских забот, но не утрачивает оптимизма, женственности, тяги к элегантности и чувства собственного достоинства.
|
Мама – Анна Ковалева, Собака – Михаил Шкловский, Кошка – Мария Рыщенкова |
Верные помощники Вани Собака (М.Шкловский) и Кошка (М.Рыщенкова), в мультфильме воспринимающиеся абсолютными близнецами, здесь обладают лишь внешним сходством. У каждого из них свой характер и образ мыслей. Кошка тихая, ласковая и робкая, но ей в голову приходят такие смелые идеи… которые легко претворяет в жизнь решительный, невероятно обаятельный и добродушный Пес. Интересна и «волшебность» Змеиной царевны (Л.Цибульникова). Она в спектакле, без сомнения – существо из другого мира. Ее грациозные движения невольно вызывают в памяти восточные единоборства. А философское спокойствие в самых неприятных ситуациях отдает врожденным аристократизмом.
|
Царевна – Диана Морозова, Царица – Олег Зима, Царь – Дмитрий Бурукин |
Царское семейство состоит отнюдь не из коварных и расчетливых персонажей. Царю (Д.Бурукин), например, больше нравится исследовать мир, а править для него – скучная обязанность, которую хорошо бы спихнуть на жену. Царица (О.Зима), конечно, авторитетная женщина, но видно, что она уже устала от необходимости управлять страной и семьей и соскучилась по законному мужнину вниманию. Царевне (Д.Морозова) тоже тепло и хорошо под маминым крылышком. Зачем думать самой, если есть мама? Удивительно, как она умудряется схитрить и обвести вокруг пальца Ваню без чужой подсказки! |
|
|
Сцена из спектакля |
Не только трактовка образов, но и режиссерские решения далеки от сказочного стандарта. Используя относительно однообразный и простой реквизит – корабельные ящики, канаты и фонари – А.Хухлин умудряется изобразить множество самых разнообразных предметов: хитрый аппарат для выдачи копеечной Ваниной пенсии, амбар, печку, из которой сами собой выпрыгивают вкусные пирожки, царский трон, хрустальный дворец, горы, море, балкон парижского особнячка. Хрустальный мост – три натянутых каната. Но стоит ступить на него, как раздается самый настоящий хрустальный звон.
|
Сцена из спектакля |
Автомобиль, наверное, первой на Земле модели, трясучий и пышаший паром – обыкновенный фанерный ящик без дна, с приставленными по краям фонарями. Но как увлекательно и весело мчит он по дороге под дружный хохот зала. Нет сомнения, что взаправду.
Как Шергин ввел в народную сказку реалии начала века XX, так Хухлин привносит в спектакль приметы нынешнего века, разрушая традиционный образ этой истории.
|
Сцена из спектакля |
Так, аппарат, раздающий копеечки, очень напоминает запрудившие города банкоматы. Мама Вани, вернувшаяся после неудачного сватовства, объясняет сыну царскую задачку на языке математических формул, которые жителям начала XX столетья и не снились. А ветхая деревенская избушка становится дворцом посредством глобального ремонта – с отгораживанием пространства «стройки» красной лентой и использованием новейших, судя по издаваемому ими реву, инструментов. Скоро становится понятно, что ремонт этот, начавшийся как краткосрочный, превращается в долгострой (зрителей даже выпроваживают на антракт).
|
Прихохотье – Дмитрий Бурукин, Царевна – Диана Морозова |
Но не нужно думать, что спектакль получился авангардистским. Его создатели не забыли, что действие сказки разворачивается на русском севере – шум моря, крики чаек, прозрачные водяные блики на стенах, тягучие песни и характерный говор незримо погружают нас в атмосферу Поморья, делают ее настолько осязаемой, что, кажется, вот-вот соленым ветром подует. Не менее тонко передано и настроение Парижа – тихая узнаваемая воркотня с галльским прононсом, французский прихохотье Царевны с очаровательной родинкой на щеке и много-много лягушек, которыми Царевна и Жак норовят подбить улепетывающих через зрительские кресла отважных похитителей кольца. Да-да, именно через зрительские кресла. И вы, не скрывая невольно расцветающей улыбки, спешно отодвигаетесь, уступая дорогу беглецам.
|
Царевна – Диана Морозова, Ваня – Роман Степенский |
Постановке А.Хухлина тесно в узком русле жанра поморского сказания. Героям придумываются новые черты характера и неожиданные линии их развития. В сценографию добавляются детали, выходящие за рамки бытовых подробностей времени повествования, придающие спектаклю современное звучание. Не хватает сценического пространства – действие выплескивается в зрительный зал. И вообще, кто сказал, что «помощничков» (В.Панченко и другие выше названные актеры) должно быть именно три – в момент строительства все пространство маленькой сцены РАМТа оказывается заселено ими, и даже за звуковым пультом сидит один. На сцене царит полная творческая свобода – торжество фантазии, ничем не ограниченной. Действие расширяется и бурлит, как Двина в половодье, ломая дамбы наших стереотипных представлений о знакомой с детства истории.
Мария Рузина |
|