Они не чародеи, но зажигают солнце и звезды, мечут молнии и разжигают костры. Не метеорологи, но точно знают, когда начнется снегопад. Не военные, но используют в работе «пистолеты» и «пушки». Не электрики, но с электричеством на «ты». Они – осветители. Без них спектакли если бы и не проходили в кромешной тьме, то уж точно потеряли бы то самое ощущение тайны, которое делает возможным участие в спектакле света.
С профессией осветителя нас знакомит заведующая осветительским цехом РАМТа Ольга Александровна Наумова.
В детстве она часто бывала в театре. И если одни ощущали волшебную силу искусства через игру актеров, другие – через режиссерские находки и нестандартные решения сценографов, то для Оли она таилась в игре света. Поэтому по окончании школы вопрос, чем заниматься, перед ней не стоял. Она поступила сразу на второй курс ТХТУ (сегодня – Театрально-художественный технический колледж № 60– прим. ред.), где, проучившись 3,5 года, получила квалификацию «мастер по свету». И сразу по распределению попала в Центральный детский театр (с 1992 года – РАМТ – прим. ред.).
Ольга Александровна Наумова – одна из старожилов театра – бессменно трудится в осветительском цехе РАМТа в течение 31 года, 7 из которых заведует всем театральным светом.
Сегодня свет на сцену РАМТа в буквальном смысле слова несут 12 осветителей. Но сказать «на сцену» - значит, ничего не сказать. Потому что в действительности им приходится обслуживать три сценические площадки – Большую, Маленькую сцены и Черную комнату.
|
Сколько секретов хранится над сценой – и декорации, и задники, и целый арсенал световой аппаратуры |
История театрального света ведет уходят корнями во времена античного театра, когда солнце являлось естественным участником представления, а ночью факелы освещали сцену. Изобретение осветительных приборов предполагало и их неизменное появление на подмостках. Чего только не перебывало с тех пор в подручных у театрального действия: и масляные светильники, и коптящие сальные свечи, и газовые горелки. Лишь в XVII веке появились первые прототипы нынешних театральных осветительных приборов – масляные лампы Иосифа Фуртенбаха. Они были снабжены отражателями и позволили отделить освещение зала от сценического. Более того, немецкий архитектор придумал «облачный ящик», сделавший возможным применение световых эффектов.
С появлением лампы накаливания началась новая эра в развитии театрального освещения. И хоть первые дуговые лампы, используемые в качестве прожектора, шумели и мигали, они заняли прочное место в театре и стали прародителями современной осветительной техники, которой в нынешнем театре – немыслимое разнообразие.
Но не будем забегать вперед, и для начала расскажем о том, с чего начинается работа по световому оформлению спектакля.
Важная миссия – художник по свету
|
Чтобы выбрать нужный световой фильтр, осветители пользуются палитрой |
Если на протяжении многих лет осветительная бригада театра справлялась с разработкой световой концепции спектаклей самостоятельно, то теперь эту роль доверяют художнику по свету.
Первый спектакль РАМТа, вышедший при помощи художника по свету, был «Марсианские хроники» (1999 год), а сегодня театр работает уже с четырьмя специалистами в этой области.
«У каждого художника по свету – свое видение светового оформления спектакля, свой стиль, - говорит Ольга Александровна. – Поэтому художники должны быть разные, чтобы и постановки были не похожи друг на друга».
|
Световая партитура спектакля |
Художник по свету присутствует на репетициях спектакля и разрабатывает в соответствии с художественным замыслом постановщика световую партитуру – своего рода световой сценарий. В нем указывается, когда и как по ходу действия должны включаться и выключаться те или иные осветительные приборы. Он выпускает премьеру, и его работа считается завершенной. Функции же светового сопровождения спектакля ложатся на плечи осветителей.
Раек – место дислокации осветителей
|
Осветители прочно обосновались на втором ярусе. В самом его центре расположена регуляторная, откуда ведутся спектакли, проходящие на Большой сцене. |
Наверное, невозможно себе представить, что еще лет 40 тому назад осветители сидели… под сценой. Они не могли видеть происходящего действия и меняли заранее выставленный свет, реагируя на реплики артистов.
Световое решение в ту пору вряд ли имело столь большую роль в создании настроения спектакля, его атмосферы, и уж вряд ли могло выполнять сложные задачи, поставленные художником. Да и осветительных приборов было всего ничего – они занимали лишь 2 ложи первого яруса. Сегодня осветителям отдан весь второй ярус театра (самый верхний, соседствующий с ложами парадиза – «райком»), да и первый заметно потеснился, освободив место для театральных прожекторов.
|
У каждого из 598 приборов свой номер и свой персональный выключатель |
Сегодня на службе в РАМТе – 598 приборов! Их мощность – от 0,5 до 2 киловатт. Как правило, одновременно работают не более половины, но иногда бывают задействованы и все сразу! Представляете, сколько электроэнергии за вечер потребляет театр?!
|
Диммерная – это не только мощно, это еще и красиво… |
А что случится с предохранителями в вашей квартире, если хотя бы один такой прибор вы включите в розетку? Ну, разумеется, театральные прожекторы в розетки не включаются. Все осветительные приборы театра питаются от основной силовой установки – диммера, соединенного с внешним источником энергии. В диммерной комнате установлены шкафы, распределяющие энергию по конкретным потребителям. Каждый день, приходя на работу, Ольга Александровна включает их, а уходя – выключает.
|
Второй ярус в полном вооружении |
В чем же еще состоит обязанность осветителей? Перед проведением спектакля они должны проверить исправность и правильно выставить направление всех задействованных в спектакле приборов. А затем занять рабочие места в зале и за кулисами, если их присутствие во время спектакля там требуется.
А вот если во время представления произошла авария и перегорела лампа, то быстро заменить ее не удастся. Прикоснувшись к только что погасшему прожектору, можно получить серьезный ожог. И потому, пока он остывает, осветитель, находящийся за пультом и ведущий спектакль, должен придумать выход из ситуации, задействовав другие осветительные приборы. |