Выпуск № 6
Март-Апрель 2010 г.
СОБЫТИЯ
Вселенная Дон Кихотов
 

Если бы Дон Кихоту разрешили создать свою собственную вселенную, какой бы она получилась? Работали бы там законы тождества, противоречия, исключенного третьего или достаточного основания? Были бы там решены вопросы, которые кажутся нам непостижимыми загадками мироздания? Или подверглись бы сомнению очевидные для обычных людей вещи?Об этом можно много размышлять. Но зачем понапрасну сотрясать воздух предположениями, если можно просто прийти и увидеть такой мир?

Мир, созданный режиссером  Владимиром Богатыревым (вместе с замечательной командой постановщиков) и самым главным Дон Кихотом в литературе Евгением Клюевым.14 марта в РАМТе состоялась премьера – спектакль «Думайте о нас».

В одном из интервью Евгения Клюева спросили, каким сказочным героем он хотел бы быть. «Дон Кихотом», – ни минуты не сомневаясь, ответил писатель. Почему он назвал прославленного чудака из Ла-Манчи героем сказки (а не романа) – тема отдельного серьезного разговора, и здесь мы анализировать это не будем. Но в свете сказанного особенно символичным кажется первое появление на сцене Его Величества (А.Мясников), в узнаваемом шлеме, гордо восседающего на оранжевом жирафе, в сопровождении кругленького Шута (А.Мишаков), так похожего на верного Санчо.

Дон Кихоты любят сами устанавливать правила, но почему-то совсем не спешат объяснять их окружающим. От этого, с непривычки, их мир представляется абсолютно неопределенным, зыбким, где, кажется, нарушены причинно-следственные связи, а главное и второстепенное поменялись местами. Поначалу это вызывает нешуточный дискомфорт, с которым разные люди борются по-разному. Некоторые, как, например, Мария (И.Таранник), принимают все как есть, и вдруг им является вся мудрость и красота этого мира. Тогда они начинают ежесекундно совершать открытия и учатся ими управлять. Другие, типа Ивана Петровича (А.Пахомов), до конца не верят в разумность и реальность происходящего, однако решаются проверить алгеброй гармонию столь странного для них бытия и скоро понимают, какую выгоду из этого можно получить.

И те, и другие, не жалеют времени, для того чтобы разобраться в происходящем. Практически у каждого персонажа есть длинные монологи. Как жаловалась восьмилетняя зрительница, «так много слов!» Я же возьмусь озвучить точку зрения аудитории, которая уже вышла из этого прекрасного возраста. Длинные монологи не утомляют, ведь они созданы признанным мастером пишущей машинки. Среди поклонников его абсурдистских произведений весьма распространено мнение, что «Клюев – это язык, а что на данном языке сообщается – уже не важно».

И, на мой взгляд, оно не лишено здравого смысла. С тем лишь дополнением, что суть сказанного не менее значима, чем-то, как она преподнесена. На самом деле, языком спектакля заслушиваешься, как музыкой. Доверяешься ему, и он несет тебя, словно быстрый ручей, к неведомой развязке.

Текучесть, изменчивость «вселенной Дон Кихотов» создается не только филигранным языком Клюева, но и неповторимой режиссурой Владимира Богатырева. Его мизансцены стремительны, но плавны; хаотичны, но продуманы; полны осязаемых символов, но читаются на интуитивном уровне. Он раскрашивает монологи героев россыпями образов, вместе с художниками Лилией Баишевой и Марией Кривцовой перекраивает природу предметов материального мира, всячески стараясь выбить почву из-под ног зрителя. Ничто на сцене не постоянно, ничто не конкретно, ничто не объяснено. Это дает свои плоды – к концу первого действия чувствуешь, что дезориентирован в реальности. Ради одного этого ощущения стоит прийти на спектакль.

Но разве Его Величество, В.Богатырев и Е.Клюев трудятся лишь для того, чтобы мы испытали острые ощущения? Сомневаюсь. «Я убежден, что в литературе все смертельно серьезно – иначе «игра» по имени Литература, как и всякая игра, быстро наскучила бы», – говорит Клюев. Думаю, этот спектакль призван заставить нас задуматься о таких «второстепенных» вещах, как собственные духовные потребности, о том, вписываешься ты в окружающую действительность или чувствуешь себя пришельцем «из-за леса» по отношению к нашей повседневности, готов ли принять чудесное, или будешь портить его словами. Это достаточно болезненные вопросы, чтобы задаться ими по собственной доброй воле.

В одном из интервью Евгений Клюев анализирует отзыв об одной из своих книг. Мнения о спектакле, услышанные или прочитанные мною, сводятся к той же мысли. «Встречаясь с ними [читателями], я всякий раз удивляюсь: что же они находят для себя в моих книгах? Когда я решаюсь задать им этот вопрос напрямую, ответ обычно таков – сохраняю стилистику: «Ваши книги хорошо крышу срывают». Мне кажется, что более высокой похвалы литературному тексту просто не существует. Всякая крепко сидящая крыша – если мы продолжаем оставаться в этой стилистике – мешает увидеть небо. И я счастлив, что, стало быть, открываю дорогу в небо, где человеку, по моему глубокому убеждению, только и место».

Мария Рузина

Также о спектакле читайте в рубрике «На спектакль!»

О встрече с Е.Клюевым читайте в рубрике «Театр+»