«Тема театрального похода – очень важная тема, с которой связано много сложных вопросов. Это заблуждение, что привести класс в театр достаточно для того, чтобы как-то воспитать учеников. Я считаю, в таком случае можно, наоборот, получить отрицательную реакцию.
Дело в том, что класс на спектакле – чаще всего формально собранный коллектив. Ученик не ощущает, что ему самому захотелось прийти в театр. Его вынудили присутствовать на спектакле, поэтому он будет не способен понять многое. Для такого ученика поход в театр станет продолжением урока. Или наоборот, ученик воспримет поход в театр как перемену – то есть смену отдыха. И тогда, как чаще всего случается на переменах, взыграет мысль: что хочу, то ворочу. Опять никакого смысла в этом не будет. Человек никогда не сконцентрирует внимание на том, что происходит на сцене. А наша задача – как раз собрать внимание. Насильно сделать это невозможно.
Мне кажется, если спросить любого человека назвать спектакли, больше всего запомнившиеся в детстве, он никогда не назовет те, которые смотрел с классом. Когда человек сидит в группе, его все отвлекает его от происходящего на сцене: рядом одноклассник, с которым он в тех или иных отношениях, одноклассница. А для театра очень важно, чтобы каждый зритель остался наедине со сценой, чтобы возникло новое общее в зале.
Контакт - вот главное слово в театре. Человек часто остается со своими проблемами наедине, и театр может ему очень помочь, когда зритель вдруг почувствует, что он не один. Ничто другое не соединяет так людей, как живое эмоциональное совместное творчество, а в театре происходит именно совместное творчество, потому что находиться на спектакле, быть зрителем - это тоже акт творчества. Да, бывает зритель, который просто наблюдает за тем, что происходит, но есть и другой – настоящий, талантливый зритель.
Поэтому учитель не должен удовлетвориться тем, что просто формально сводил ребят в театр. Мне кажется, надо искать гораздо более сложные пути, быть терпеливыми, а так просто – нельзя охватить культуру.
|