РАМТограф. «Посещение театра - это соприкосновение с чудом»
 
Выпуск № 1 Октябрь 2009 г.
В ТЕАТР С УЧЕНИКАМИ
«ПОСЕЩЕНИЕ ТЕАТРА – ЭТО СОПРИКОСНОВЕНИЕ С ЧУДОМ»
 

Рубрика «В театр с учениками» придумана для тех педагогов, поход в театр для которых не является служебной обязанностью. Ее герои и адресаты – люди неравнодушные, Учителя с большой буквы, умеющие заражать любовью, восхищаться, делиться с детьми своими открытиями. Вместе с ними мы совершим множество виртуальных походов в РАМТ и поговорим о просмотренных спектаклях. Сегодня мы смотрим и обсуждаем спектакль «Таня».

Эксперт сегодняшней рубрики - преподаватель русского языка и литературы Земской гимназии г. Балашиха, педагог МГПИ Ольга Ладохина.


 

«Посещение театра -  это соприкосновение с чудом»

Спектакль «Таня» по пьесе Алексея Арбузова  поставлен в РАМТе Александром Пономаревым. Вот уже шесть лет эта драма о любви и счастье вновь и вновь находит горячий отклик в сердцах зрителей, рассказывая о всеобъемлющем и всепрощающем чувстве бескорыстной любви, тяжелом обретении человеком себя и своего пути, о победе сил веры и надежды.
 «Таня» -  это очень глубокий, светлый спектакль о вечных человеческих ценностях. В этом убеждена педагог Ольга Ладохина, на личном опыте узнавшая силу влияния театра на своих учеников:

- Вообще я убеждена, что само посещение театра - это уже соприкосновение с чудом. И мне кажется, что для моих ребят такая встреча с чудом произошла именно в РАМТе. В школе, к сожалению, чудесных вещей практически не бывает, а если человек в жизни не соприкасается с чудом, если он в детском возрасте не восторгается как можно чаще, то из него не может получиться сильная личность. Ведь сила всегда во внутреннем состоянии.
В прошлом году я привела в РАМТ семиклассников, причем  каждый второй из моих учеников до этого никогда не был в театре. Для них спектакль «Таня» стал первым откровением.
В «Тане» поднимаются очень глубокие и важные темы. Лично меня больше всего заставляло разочаровываться в жизни предательство, и этот спектакль о том, что предательства будут в жизни, но надо стараться достойно выходить из таких ситуаций.

- Герои Арбузова вообще умеют именно выстаивать. А какие еще темы в спектакле, на Ваш взгляд, особенно важны?

- Важно понять, что спектакль говорит о том, как хорошо уметь общаться друг с другом, причем для общения нужно не обязательно много людей, ведь Тане и Герману было очень хорошо вдвоем.
И самое главное, как человек умеет общаться с самыми близкими и дорогими ему людьми, со своей второй половиной. Таня – умела. Думаю, что жизнь с ней была самой яркой страницей в жизни Германа, не зря он сына от другой женщины назвал Юрой, как они мечтали когда-то с Таней.
Если говорить о других идеях спектакля, то мне кажется, в нем звучит тема судьбы, тема неожиданных встреч.

- А насколько важна в спектакле тема человека, который обретает самого себя в жизни, находит призвание?

- Я считаю, что построение карьеры - не главное для женщины. Внутренний мир - это не присутствие профессионализма, а совсем другое. У Тани был удивительный талант любить, любить совершенно бескорыстно.
Она для меня гуманитарна, она умеет восхищаться. Лично для меня тема карьеры была не так важна, но, наверное, на этот счет у каждого зрителя будет свой взгляд, я с ребятами этот вопрос не обсуждала. Да и во время встречи с актерами и режиссером спектакля «Таня» (состоялось в РАМТе 25.04.09 г. в рамках проекта «ТЕАТР+» - прим.ред.) все больше говорили о человеческих приобретениях и качествах.
В спектакле очень важна тема отношения людей к своим близким. Ведь если бы Герман поддержал Таню, она бы не бросила институт. Если бы он сказал ей учиться, она бы училась. Сделала бы это ради него. Но он был так увлечен своей драгой, что в итоге потерял Таню.

- Какие моменты в спектакле были наиболее сложными или непонятными для Ваших учеников?

- Такие моменты были, но в этом и прелесть, что все понять нельзя. В этой пьесе зарыто очень многое, что можно открыть, поэтому спектакль, как и классику, надо смотреть еще раз.  Из конкретных сложных моментов можно назвать сцену с Чапаевым, когда получается театр в театре. Это, конечно, детям не совсем понятно.
В прошлом году ребята учились только в седьмом классе. Может быть, повзрослев на год и  посмотрев спектакль восьмиклассниками, они бы  открыли для себя еще что-то новое: как человек к профессии пришел, например. В девятом классе мы точно придем на «Таню» и будем искать онегинские мотивы. Прочитаем «Евгения Онегина» и вдруг поймем, что похожий сюжет может быть и в другое время, когда люди будут носить другую одежду, но смысл останется тот же: очень многое в жизни зависит от человеческих качеств, от желаний. Главная героиня спектакля такая же сильная, как Татьяна Ларина.
Конечно, спектакль оставляет ряд вопросов, связанных с историей. Моя подруга - учитель истории в школе, и все наши проекты - это синтез истории и литературы. Мы убеждены, что эти предметы должны идти параллельно, поэтому необходимо пересмотреть школьную программу.  К примеру, когда на уроках истории берется  XVIII век, то и литература должна изучаться этого же периода. Тогда все становится намного понятнее, меньше путаницы у школьников, кто в какое время живет.

- Должен ли театр для детей и для взрослых существовать отдельно?

- Если рядом есть мудрый взрослый, то, наверное, нет. Хотя, конечно, надо держать ухо востро, когда дети касаются взрослых тем.

 
 

- Вашим ребятам хотелось после спектакля говорить с Вами об увиденном на сцене?

- Знаете, у меня очень сложный класс. Дети говорят мало, но важно то, что они хотят в театр, а значит, что-то чувствуют. Может быть, и не надо много расспрашивать детей после спектакля, не надо задавать им лишних вопросов.

- На обсуждении спектакля говорилось о том, что у Арбузова нет строго отрицательных героев, он никого не обвиняет и даже наоборот старается всех оправдать. Вам так не показалось?

- У Арбузова-то все так, но я Германа не оправдываю, может быть, это моя женская позиция. У него и имя такое: Герман. Есть в этом пушкинский мотив. Шаманова и Герман относятся к таким людям, которые мне совершенно не близки.
Таня - удивительный, проницательный человек, она видела Германа таким, каким он мог бы быть. Если она с ним оказалась рядом, значит, дала ему шанс. А он им не воспользовался.
Если бы я с детьми говорила о семье, то сказала бы, что пример Германа и Шамановой - это все-таки не та семья, которую мне хотелось бы построить.

- Арбузову свойственно замечать прекрасное в бытовой реальности. Можно ли сказать, что это передано в спектакле?

- Во время спектакля я любовалась звездами, которыми оформлена сцена. Причем не кремлевскими – их яркость исчезает, когда понимаешь, что с ними связан 1937 год, – а   теми, которые появляются ближе к финалу. Конечно, в пьесе нет темы христианства, но я все равно увидела что-то божественное в этой атмосфере, словно это была та сила, которая помогала героине. Никто на обсуждении не задал такого вопроса Александру Пономареву, а было бы интересно узнать, что хотел сказать режиссер символами звезд.
Конечно, еще можно отметить необыкновенный финал: колыбель, песня и все очень светлое, человеческое.  В этом обнажается такая идея: «Давайте будем людьми – несмотря на то, что с нами делается, все равно будем людьми».

- А насколько важен для спектакля открытый финал?

- В хорошем спектакле должна быть недоговоренность. Открытый финал всегда лучше, чем когда автор просто поставит точку. Мне открытые финалы и в книгах и в театре нравятся больше, ведь тогда ты можешь додумывать и размышлять сам, а это очень важно, в том числе и для учеников.  

- В спектакле много подтекстов, звучит необычный язык, полный афоризмов, например: «Что один дурак потерял, сто умных не найдут», «Когда осуществляются мечты, всегда бывает немного грустно». Насколько это было Вам интересно как филологу?

- Да, язык пьесы очень необычный, в нем немало цитат, возникает много литературных ассоциаций. Конечно, школьники это вряд ли заметят, поэтому полезно было бы потом подержать перед собой текст. Но только вторично. Сначала нужно получить очарование от спектакля, ведь пьеса написана для театра.

- Как Вы считаете, какое место должен занимать театр при изучении драматургии в школе?

- При изучении драматургии важно не убить интерес. Мне всегда в этом смысле было обидно за пьесу «Ревизор»: когда сначала перед тобой положат текст, уничтожат все желание смотреть, а когда соберешься, будешь воспринимать исключительно так, как в школе было дано. Поэтому сначала надо посмотреть театральную постановку пьесы, а потом уже можно поработать с текстом, увидеть определенные цитаты. 
В школе есть такой коварный глагол «пройти», так вот лучше даже посмотреть спектакль в театре, чем просто «пройти»  пьесу на уроке. Только, конечно, надо знать, в какой театр вести учеников. Это тоже очень важно. Когда я впервые попала в РАМТ, то поняла, что это театр, в который я буду ходить с ребятами постоянно. И я верю в то, что театр сегодня может внутренне расширить человека и вызвать желание читать, что уже само по себе крайне важно. 

Маргарита Груздева

Также в рубрике: «Приход в театр не должен быть формальным».

 

 
 
Портрет Тема номера События Страница памяти Анонсы Зрительский опрос Обсуждение номеров Архив номеров Театр+ Закулисье На спектакль! Семейный просмотр В театр с учениками Редакция Ссылки