Газета выпускается Пресс-клубом РАМТа



Юрочка и колесо Золушкиной кареты

Продолжаем серию репортажей с занятий «Семейного клуба». Играем в сказку после спектакля «Золушка»!

17.01. 2013

Итак, раз клуб этот семейный, значит, надо пойти семьей, решила я. Так что в один из выходных отправилась в театр не одна, а с семилетним братом Юрочкой, которого я, как могла, пыталась заинтересовать предстоящим событием: «Мы будем смотреть «Золушку»! А потом нас пустят на сцену! И еще пойдем обсуждать спектакль! Если тебя о чем-нибудь спросят, отвечай!» По хитро улыбающемуся брату я поняла, что предложение оказалось для него чем-то все же заманчивым, а, стало быть, вести он себя будет хорошо.
 
Мы приехали в РАМТ. Сдали в гардероб куртки, взяли бинокль, поднялись по мраморной лестнице, купили программку – все, как полагается. Я показала ему и огромное старинное зеркало в центральном фойе, и стоящее тут же чудо техники тривизор, показывающий объемные сцены из спектаклей, в котором «живут» и герои нашей сказки, и фотографии актеров. «Смотри, эта актриса сегодня будет играть мачеху, а эта – Золушку». «Как их много!» – удивлялся Юрочка. Когда прозвенел второй звонок, мы пошли в зал, заняли места, и через несколько минут на сцене началось чудо.

Сказочные цвета, удивительная музыка, ловкие, изящные движения актеров. Необычная режиссерская интерпретация всем известной сказки так увлекла маленьких зрителей, что они не могли сдержать эмоций. В зале стоял тихий шепот, к которому присоединились и вопросы Юры: «Откуда спускаются эти штуки? Ой, а как это дядя вырос?!» Я понимала детское удивление театральным превращениям и тихонько отвечала на его вопросы. Но в то же время, не отрываясь, смотрела на сцену, гадая, как же мы станем играть в сказку (наше занятие после спектакля будет называться «Играем в сказку дома») и получится ли у нас так же здорово, как у артистов?

Наконец, аплодисменты, цветы, занавес. И мы поспешили в левый кулуар, где есть незаметная волшебная дверца – служебный вход на сцену, куда сегодня нам в порядке исключения разрешат войти. Под предводительством руководителя «Семейного клуба» режиссера-педагога Аллы Лисициной мы поднялись по ступенькам и оказались в таинственном пространстве сцены. Ребятишки облепили карету Золушки. Защелкали вспышки фотоаппаратов.

«Юрка, смотри, вон они, эти «штуки». Подними голову!» Над нашими головами были самые настоящие декорации, закрепленные на штанкетах, которые так заинтересовали брата во время спектакля. Отсюда можно было разглядеть, как устроены механизмы, спускающие и поднимающие их… И вдруг занавес открылся. Смотреть со сцены в зрительный зал, такой огромный, необычно пустой и тихий – непередаваемое ощущение. С ним мы и отправились в антресольный зал, где обычно проходят занятия клуба. На одной его половине уже были расставлены полукругом скамейки. А другая его часть волнительно возвышалась и была похожа на сцену.
Алла Евгеньевна начала занятие с веселой игры, которая, с одной стороны, настроила нас на дружеский лад, а с другой, сконцентрировала внимание. Затем последовало такое же увлекательное знакомство. Так между нами быстро установился контакт.

Следом мы перешли к обсуждению спектакля и попытались выяснить, чем же постановка «Золушки» в РАМТе отличается от постановок других театров, чем она уникальна. Алла Евгеньевна задавала много вопросов, направляя разговор и подводя нас к верным выводам. Все – и дети, и взрослые – могли высказаться, каждый имел право на мнение, мы общались на равных, учились анализировать увиденное, облекать ощущения в слова, вместе совершали удивительные открытия. Например, что серый цвет, очень важный для спектакля, олицетворяет дорожную пыль, покрывающую повозку с бродячими артистами. Или что костюмы и декорации не были реалистичными и богато украшенными, а были легкими, скорее условными, они давали простор воображению зрителя и концентрировали внимание на игре актеров, а не на внешних деталях. Конечно, разговор коснулся танцев и музыки. Ведь на балу танцевали вовсе не бальные, а современные танцы! И музыка была необычна: в ней слышался то детский смех, то бой часов – так музыка тоже играла в спектакле.

Потом Алла Евгеньевна раздала каждому по фрагменту изображения, из которых нужно было сложить основные сцены спектакля «Золушка». Таким образом, мы разделились на группы, и, расположив получившиеся сцены в правильном порядке, приступили к самой, на мой взгляд, веселой и захватывающей части занятия – импровизации. Эти сцены мы разыгрывали под музыку из спектакля. Мне и еще трем ребятам выпало изображать зажигательное выступление министра танцев Падетруа. А потом и Юрочка катил по «сцене» одно из колес Золушкиной кареты. Были сценки с открыванием королевских ворот и боем часов, в Волшебной стране и в лесу… Это было очень здорово, потому что, мы смогли почувствовать себя артистами и действительно сыграть в сказку.

Занятие подходило к концу. Но перед тем, как каждый по традиции рассказал о своих впечатлениях от постановки и от занятия, мы должны были ответить на главный вопрос: о чем был спектакль? Что ж, думаю, нам удалось отыскать правильный ответ. А вы хотите его узнать? Так приходите в РАМТ и найдите его сами.

После занятия Алла Евгеньевна рассказала нам с Юрой, что когда-то в «Семейном клубе» дети и взрослые занимались отдельно, но однажды психолог, работавший с группой родителей, заболел. И педагогу пришлось наскоро придумать общее занятие для больших и маленьких:
– Но главное, что во время занятия я вдруг поняла: взрослые, как и дети, часто ничего не знают о театре, не могут верно сформулировать вопросы, затрудняются дать ответы. Так и возникла идея организовать занятия, где взрослые и дети будут вместе. Я задаю им вопросы, ответить на которые взрослые могут помочь детям, и даю такие задания, в выполнении которых дети тянут за собой взрослых. Получается взаимодействие, как в семье.

От посещения занятия «Семейного клуба» и у моего брата, и у меня остались только приятные впечатления. Вечером Юра взахлеб рассказывал родителям обо всем, что с ним приключилось в этот удивительный день. А я поняла, насколько полезным и необходимым проектом является «Семейный клуб». Ведь он дает возможность не просто сходить в театр, провести время вместе, но и узнать о театре что-то новое, научиться внимательно смотреть спектакли, размышлять над увиденным на сцене, выражать свои мысли и, конечно, воспитать в себе настоящего Зрителя. Ведь настоящий Зритель не только смотрит, но и думает.

Сейчас некоторые театры, у которых раньше не было опыта работы со зрителями, начинают осознавать ее важность. Так, за нашим занятием наблюдал Евгений Иванович Яковлев из театра «Содружество актеров Таганки». Будем надеяться, что и там с легкой руки педагогов РАМТа появятся свои зрительские клубы.

Алла Демахина

 

Оставьте комментарий

  • Facebook
  • ВКонтакте
наверх