«Ты подаришь мне свободу?»
Премьера спектакля «Эзоп» по пьесе Гильерме Фигейредо «Лиса и виноград»
29.03.2022
В заглавие пьесы, за которую автор в 1949 году получил диплом лучшего драматурга Бразилии, выводится одна из самых известных басен, приписываемых древнегреческому рабу-философу. В ней говорится о любви слабых людей винить в своих поражениях внешние обстоятельства: лиса не смогла достать гроздь винограда и объявила всем, что он ей не нужен, потому что еще зеленый. И хотя в наше время многие исследователи уже сомневаются в существовании Эзопа, это не значит, что древнюю мудрость нужно оставить без внимания. Премьера спектакля по пьесе Фигейредо состоялась в РАМТе 11 марта в режиссуре Владимира Мирзоева.Уже не в первый раз Большая сцена РАМТа становится местом для постановки малой формы. Объединив внешнюю форму античного театра и формат камерного спектакля, создатели выстраивают по краю поворотного круга небольшой амфитеатр. «Жанр нашего спектакля – басня, – объясняет выбор сценической площадки режиссер. – И несмотря на наличие комедийных элементов и даже гротеска, мне кажется, что жанр басни адресован очень персонально человеку. В баснях же обычно главными героями являются зверушки. Этот разговор между человеческим и животным в нас продолжается бесконечно. То одно начало берет верх, то другое. Такая интимная форма обращается к сердцу, животу и уму каждого».
Однако, в отличие от монументального древнегреческого амфитеатра, поворотный круг Большой сцены, где идет основное действие, время от времени движется, меняя ракурс происходящего. Аллегорическую составляющую постановки подчеркивает и сценография. В лучших баснописных традициях история о свободе человека рассказывается в животном царстве, в обители самых свободолюбивых зверей – кошек. Под чувственные и немного зловещие ритмы румбы и баркаролы актеры возлежат на модных когтеточках размера XXXL, своей непринужденной грацией и пластикой во многом напоминая изначальную целевую аудиторию этих предметов. По краям сцены за ними наблюдают огромные древнеегипетские статуи кошек. Для неброской цветовой палитры лучше всего подойдет определение «серое на сером».
Канон и Фигейредо предписывают Эзопу (Евгений Редько) уродство. Его физическое несовершенство оттеняет блестящий ум, но усугубляет зависимость от своего хозяина. Режиссер и здесь предпочел обратиться к языку метафор: зритель видит раба «глазами смотрящего». Почти все время на сцене Эзоп проводит на коленях либо пригнувшись к земле. Его хозяин Ксанф (Алексей Мясников) и другие долгое время видят в нем лишь забавного, потешного уродца. Клее (Нелли Уварова), супруге Ксанфа, в свою очередь, удается разглядеть за внешней непривлекательностью незаурядную личность, и рядом с ней «карлик» выпрямляется в полный рост.
Эзоп не хочет жить по законам кошачьего притворства. Он хочет есть и пить по своему желанию, уйти без страха быть пойманным и не испытывать угрызений совести. Снова и снова он выторговывает себе свободу, но снова и снова оказывается обманутым хозяином. Однако не один Эзоп страдает от неволи. Все обитатели дома – заложники своего положения, законов либо семейных традиций. Хозяин, прослывший мудрецом и вынужденный поддерживать статус-кво, прикладывает неимоверные усилия, чтобы сохранить эту иллюзию. Рабыня Мелита (Мария Рыщенкова) хочет поправить свое положение браком с Ксанфом и обрести не только свободу, но еще счастье и богатство. Клея, уже познав преимущества и, более того, недостатки этого положения, мечтает об избавлении от опостылевших уз и о контроле над собственной жизнью вне патриархальной системы.
Любовный четырехугольник становится идеальной рамкой для канвы сюжета, на которую тонкими узорами наносится житейская мудрость красноречивого раба. Он поведает не только про лису и ее непростые отношения с сырьем винодела. Не раз Эзоп поможет Ксанфу в деликатных ситуациях, уберегая его от позора и порицания сограждан. Он расскажет ему о льве, отпустившем мышонка, который потом спасет ему жизнь. Поддерживая светскую беседу хозяина за обеденным столом, раб-уродец донесет простую истину о созидательной и разрушительной силе человеческого языка. О страстном чувстве он, пожалуй, промолчит гораздо убедительнее, чем мог бы сказать. Хитросплетения его речей и притворная раболепность радуют Ксанфа, но он предпочитает играть в кошки-мышки с Эзопом до того самого момента, когда жизнь мышки перестает быть самой важной ставкой в игре, а игра перестает приносить удовольствие. Колеблясь между потерей столь ценного раба и уходом жены, он выбирает вариант, при котором общественное мнение будет на его стороне.
Лев не учел, насколько храбрым и самоотверженным может стать мышонок, если на кону его свобода. Эзоп жертвует всем немногим, что у него имеется. Когда окружающие убеждают его вновь признать себя рабом, чтобы сохранить жизнь, он не покоряется обстоятельствам, как лиса из его басни. Он принимает решение и на алтарь своей мечты кладет не только любовь к Клее и признание толпы, но нечто большее. Саму жизнь.
Анна Родионова
Фото Марии Моисеевой