«Все мы немного Гриша»
Премьера спектакля Александра Чеботарева «Гриша не свидетель»
05.02.2025
В декабре 2024 года на Маленькой сцене РАМТа состоялась премьера спектакля «Гриша не свидетель», поставленного режиссером Александром Чеботаревым по одноименной книге Насти Рябцевой. Его эскиз был показан еще в сентябре на рамтовской лаборатории «Универсальное детство». Острая социальная тема взросления и буллинга сразу привлекла внимание художественного руководителя театра Алексея Бородина.
Основой спектакля стал «рифмованный роман» Насти Рябцевой, опубликованный в 2023 году издательством «Самокат». Как отмечает сама писательница, она сочиняла его, вспоминая себя в 14 лет. Первые читатели ее книги – подростки, которые стали основными адресатами и действующими лицами романа. Это и на самом деле история про них и для них. Главному герою, мальчику Грише, вот-вот исполнится 14, но жизнь обрушивает на него тяжелые испытания: смерть бабушки, длительный отъезд мамы, травля в школе, свидетелем которой он становится, и первая безответная любовь. Это книга о внутренних переживаниях подростка, которые часто остаются незамеченными взрослыми.
У Гриши Петелькина день рождения, но праздника не будет: в семье умерла бабушка и мама уехала на похороны. Мальчик остался с отцом – веселым ученым, неожиданно цитирующим речь Астрид Линдгрен, произнесенную ею на вручении Премии Мира и задающую тон спектаклю. У Гриши есть лучший друг – Мирон, но он учится в другой школе, а в своей Гриша – белая ворона, точнее серая, потому что никто его не замечает. В его классе есть новенькая Аня, которую постоянно задирают мальчишки из-за шапки с помпоном. Но даже классная руководительница не обращает на это внимания.
Одной из особенностей текста романа является его постоянно сбивающийся стихотворный размер:
«В новом веке, в новом веке
совершающие насилие – калеки.
В новом веке, в новом веке
здорово найти новое в человеке:
умение останавливать насилие в себе и вокруг,
тогда, может, мы и выживем вдруг».
Несмотря на то, что действие романа происходит в «новом веке», в тексте не много сленга. А вот стихи воспринимаются молодыми зрителями (основной аудиторией спектакля), кажется, даже легче, чем проза, ведь это язык самовыражения нынешних подростков, активно слушающих рифмованные тексты – песни, рэп. Актеры же относятся к поэтическому тексту по-разному. Дарье Рощиной работа со стихами дается легче, поскольку их ритм как будто сам толкает действие вперед. А вот Дарье Затеевой сложно, потому что надо говорить стихами так, чтобы это звучало как живая речь: «Наша задача – стереть грань между театром и реальностью».
Интересным режиссерским решением является то, что на сцене нет главного героя, воплощенного одним артистом. Реплики Гриши распределены между всеми актерами спектакля. Как отмечает Дарья Рощина,«Гриша в каждом из нас». Роли второстепенных персонажей: мамы, папы, Ани, Мирона – также перетекают от одного актера к другому. Получается спектакль-конструктор, в каждой роли которого можно представить любого человека и даже себя. Режиссер обращает внимание на то, что в жизни ты можешь быть как униженным, так и унижающим, твоя роль может меняться в зависимости от твоего выбора.
Поскольку спектакль рождался этюдным методом, актеры привносили в роли личные переживания, вспоминая свое детство. «На одном из прогонов была моя младшая сестра, – рассказал Антон Савватимов. – И когда я вышел на сцену в роли отца, она заплакала. Слезы текли сами собой, потому что в этом спектакле много живой личной рефлексии».
Возможно, и любой взрослый, сидя в зрительном зале, сможет почувствовать ностальгию по собственному детству. Во многом благодаря и цветовому решению спектакля, основная цветовая гамма которого – серая (художник – Алиса Школьникова). Это и зима в Петербурге, где происходит действие, и громады панелек вокруг, и отражение многолетней унылой картины российских дворов и школ, и блеклость воспоминаний, которые со временем теряют яркость. Спектакль – если смотреть на него взрослыми глазами – похож на воспоминание о детстве и школьной поре, где у каждого зрителя на месте хулигана Дани были свои нападающие, а на месте Ани – свои жертвы. Смотреть и задавать себе вопрос: а кем был ты в своем школьном прошлом – свидетелем или действующим лицом?
Возможно, серым видит мир и сам Гриша, что отражает его внезапное взросление, которое ощущается слишком болезненно: мир вдруг становится враждебным и злым, а краски наступающего Нового года тускнеют без мамы рядом. Глобальное чувство несправедливости заполняет все вокруг. Музыкальное сопровождение в жанре Russian Dooming подчеркивает переживания главного героя. А вопрос «свидетель я или нет?» вместе с Гришей уже задают себе и школьники, сидящие в зале.
Проблемы, затрагиваемые в спектакле, вне времени. Травля более слабых в школе и безразличие преподавателей – темы, актуальные всегда. Но важно, что в книге Насти Рябцевой неоднократно звучит мысль: насилие порождает насилие, а униженные сами становятся теми, кто унижает. Эта формула вызывает внутренний порыв действовать. «Гриша не свидетель» – оголенный нерв, который болит у всех. Но о боли можно и нужно говорить.
Режиссер Александр Чеботарев приглашает зрителей стать соучастниками действия, используя прием разрушения четвертой стены: персонажи обращаются в зал, раздают конфеты и приглашают кого-нибудь на сцену исполнить роль новогодней елки.
Если попытаться ответить на вопрос, для кого этот спектакль – для подростков или взрослых, приходишь к выводу, что для всех. Первые найдут в нем поддержку – во время показа эскиза на лаборатории школьники отмечали, что переживания Гриши перекликаются с их собственными. Взрослые же смогут взглянуть на себя и своих детей со стороны и увидеть не только бунтующего, но и беззащитного перед жизнью ребенка, который часто нуждается, но не знает, как попросить о помощи.
Полина Язвицкая
Фото Марии Моисеевой