Газета выпускается Пресс-клубом РАМТа



«Вот бы сейчас была война»

Премьера спектакля «Зимний лед» в РАМТе

22.12.2018

Премьера спектакля «Зимний лед» по книге Петера ван Гестеля «Зима, когда я вырос» состоялась в Российском академическом Молодежном театре 1 декабря. Улицы едва припорошил первый снег, зима только подступила к столице, оставив приветом розовый румянец на щеках. Однако на Маленькой сцене РАМТа в тот день было по-настоящему холодно: сине-фиолетовое освещение, декорация-льдина и откуда-то взявшийся сквозняк…

Моему поколению с детства рассказывали о войне. О том, что был Гитлер и были фашисты. Был голод, перестрелки, бомбежки и пытки в лагерях. Были 1939-1945-е, а потом снова вернулся мир. Только почему-то никто и никогда не рассказывал, каково это было – восстанавливать мир, возвращаться к спокойной жизни.

1947 год, Амстердам. У десятилетнего Томаса (Юрий Трубин) недавно умерла мама, а отец уехал на заработки в Германию. Эта зима выдалась особенно суровой: одиночество, холод и бесконечный зимний лед. В школе у Томаса есть друг Пит Зван (Алексей Веселкин-мл.), а у него – сестра Бет (Евгения Белобородова). Совсем еще дети, они должны узнать и принять страшную, совсем не детскую правду о войне – без этого не растает лед, без этого не получится жить дальше.

Взрослые словно пытаются отгородиться от детей. Тетя Йос, мать Бет (Рамиля Искандер) сходит с ума от накопившегося за военные годы ужаса потерь, отец Томаса (Андрей Сипин/Виталий Тимашков) отстраняется от сына, не считая нужным посвящать ребенка во «взрослые дела». И потому дети ищут спасение друг в друге. Кутаясь под одним одеялом на кровати-льдине (от одного вида этого «ложа» бросает в дрожь), ребята рассказывают друг другу все, что знают о жизни, и делятся мыслями. Были ли Адам и Ева евреями, почему Пит больше не поедет с папой на велосипеде, какую музыку нельзя слушать при маме Бет и о каком доме в городе нельзя упоминать, словно его никогда не существовало.

Декораций в спектакле немного, однако задействованы они по максимуму. Те же деревянные стремянки – которые служат то стулом, то шкафом, а в минуты осознания наиболее весомых вещей дети забираются на них, будто для того, чтобы поравняться со взрослыми и прокричать оттуда: «Смотрите, я такой же, как вы, я все понимаю!»

Этим ребятам – героям спектакля – предстоит очень быстро стать взрослыми и понять, что все проходит, ничто невозможно удержать, но при этом надо продолжать жить. Об этом говорит и режиссер спектакля Владимир Богатырев, отмечая, что лед – это метафора, он – человеческое одиночество, которое исчезает только благодаря близким людям. Именно они – самая большая ценность для героев спектакля. И именно их им приходится терять и обретать снова.

Новый спектакль в РАМТе – спектакль о детях, но не для детей. Или не только для них. Тема раннего взросления поднимает возрастную планку спектакля. «Вот бы сейчас была война и мама с папой переговаривались бы за стеной», – не каждый ребенок способен понять глубину и трагизм таких переживаний. Да и не каждому, наверное, нужно это понимать, потому что детство должно оставаться детством – так долго, сколько для этого нужно.

Спектакль «Зимний лед» о том, что не все и не всегда имеют нормальное детство. Но так же, как и другие дети, хотят быть любимыми и умеют любить. И потому так отчаянно стараются растопить лед в своей жизни, ведь каким бы ни было детство, оно для каждого человека – самое лучшее время на свете.

Дарья Кустова

Фотографии Сергея Петрова

 

 

наверх