Газета выпускается Пресс-клубом РАМТа



В защиту альтруизма

Премьера спектакля Алексея Бородина «Проблема» по пьесе Тома Стоппарда

16.02.2019

7 февраля на Большой сцене РАМТа состоялась премьера спектакля Алексея Бородина «Проблема» по пьесе британского драматурга Тома Стоппарда.

Спектакли по произведениям известного британского драматурга, сценариста и режиссера Тома Стоппарда с успехом проходят во многих российских театрах, однако с РАМТом у него сложились особо теплые отношения – с момента постановки здесь спектакля по его трилогии «Берег утопии» в 2007 году. Именно поэтому его новая пьеса впервые в России ставится на сцене Молодежного. Спектакль «Проблема» – третий в череде постановок РАМТа по Стоппарду. Как и во время работы над первыми двумя спектаклями, драматург специально приезжал в Москву, чтобы принять участие в репетиционном процессе. «Мне очень нравится, как работают в этом театре. Я считаю здесь всех своими друзьями, особенно Алексея Бородина», – рассказал Том Стоппард во время одного из своих визитов в Россию.

Лео – Андрей Бажин, Хиллари – Ирина ТаранникФабула спектакля на первый взгляд проста. Главная героиня Хиллари (Ирина Таранник) пытается понять природу человеческого альтруизма и эмпатии, в существование которых искренне и упрямо верит. Наперекор абсолютному большинству коллег, пытающихся разубедить ее с помощью естественнонаучной доктрины. Разрешить этот конфликт и ответить на вопрос существования чего-то сверхживотного в человеке, что нельзя было бы объяснить лишь законами природы и выживания, герои будут пытаться на протяжении всей пьесы. Однако эта задача окажется невероятно трудна, отсюда и ее название – The Hard Problem – «Трудная Проблема».

Основные действия разворачиваются в Институте по изучению мозга. Преобладающая часть его сотрудников подходит к изучению человека с точки зрения естественнонаучного метода, не проводя различий между людьми и животными. Любая деятельность рассматривается исключительно с позиции инстинктов и реакций, и только отдел, в котором работает Хиллари, пытается представить научному сообществу альтернативную точку зрения на причины того или иного поведения человека. В своей новой пьесе Том Стоппард вновь сталкивает принципиально противоположные точки зрения, обнажая перед зрителями те фундаментальные вопросы, которые подспудно сопровождают жизнь каждого из нас.

Сцена из спектакля«Кто мы здесь, что мы из себя представляем? Какова сила человеческая, чтобы пройти через эту жизнь?» – обозначает основные вопросы спектакля режиссер Алексей Бородин. Постановка не обещает раскрыть перед зрителем ответы на них, но скорее провоцирует, наталкивает на поиск собственного решения. Ведь Проблема пока что неразрешима, но чрезвычайно важна, а значит, от нее нельзя абстрагироваться, нельзя игнорировать, и потому мы продолжаем упорно пытаться понять, каким же должен быть правильный ответ и существует ли он.

«Материальная наука кажется убедительной, но она все-таки что-то упускает. Компьютер может многое, но ему неподвластны чувства и эмоции человека, он не может предугадать случайности, которые бывают в нашей жизни. Стоппарда волнует человек, его жизнь, его взаимоотношения. Для него важно драматическое столкновение того, чего человек хочет, с тем, что получается на самом деле», – считает Алексей Бородин. Для создания обстановки «научности» в пьесе используется много сложных терминов, однако все диалоги в спектакле связаны с человеческими отношениями и как бы растворены в них. В этом принципе заключается особая сила драматургии Тома Стоппарда.

Сцена из спектакляВ отличие от первых двух постановок по произведениям Стоппарда – «Берега утопии» и «Rock’n’roll», – эта пьеса камерная и требует особого сосредоточения зрителей. Концентрация внимания достигается за счет необычного режиссерского решения: и действие, и зрительские места объединены на Большой сцене театра. И актеры, и зрители находятся в пространстве высокого современного здания с заостренной полупрозрачной крышей (художник Станислав Бенедиктов). Зрительские сектора обрамляют сценическое пространство, находясь друг напротив друга. Трансформации декораций, переодевания – почти все происходит на глазах публики. Эстетичность спектаклю добавляет живой оркестр, расположившийся тоже в игровом пространстве и совершенно незаметно меняющий свою дислокацию в спектакле, идущем без антракта.

Ближайшие спектакли – 22 февраля, 7, 14 и 21 марта.

 

Алексей Лаврентьев

Фотографии Сергея Петрова

 

 

наверх