Газета выпускается Пресс-клубом РАМТа



Трудовой марафон имени Розова

19.12.2013

Виктор Розов был человеком, жившим без помпы, и столетний юбилей его меньше всего требовал помпезности, а больше насыщенной, честной и – простите за советскую старомодность звучания – трудовой жизни. Собственно, так и вышло – в юбилейный марафон, проходящий в Москве с 7 ноября по 23 декабря, театры играли Розова, драматурги вслед за Розовым писали пьесы, молодые режиссеры искали в Розове себя, издательство выпускало его книгу – проект празднования 100-летия драматурга прошел как кусок полноценной творческой жизни живых людей искусства.

Будто изголодавшиеся по простому разговору о главных вещах (кухонные посиделки давно ушли в небытие, а общение в соцсетях не подразумевает глубокого душевного диалога) к розовскому юбилею потянулись люди – молодые, почтенные – разные. Понесли записи, фотографии, воспоминания, идеи, скидывали на почту последние новости о юбилейных событиях и программах передач. Лейтмотивом рождающегося проекта становилось не воспевание непререкаемых достоинств драматурга и человека, а наполненное существование вокруг его жизни, его произведений, его самого. В РАМТе, осуществлявшем проект под руководством Алексея Бородина, не могло быть иначе – свое прошлое, бережно храня, театр, тем не менее, использует как новый виток, как рождение чего-то совершенно оригинального. Так, вместо монумента драматургу, чьи творческая юность и зрелость прошли в Центральном детском театре (нынешнем РАМТе), возник современный творческий проект, родивший новые имена, давший начало новым культурным событиям.

Праздновать начали театральным фестивалем. Ведь поистине странен юбилей драматурга, которого никто не ставит. Розова ставят – и в России, и в ближнем зарубежье, и – вот увидите – после юбилейного года число спектаклей по его пьесам заметно увеличится. А пока театральный фестиваль «В поисках Розова» объединил в своей афише все московские названия, идущие в центральных театрах столицы, а также дал возможность москвичам посмотреть две гастрольные постановки: «В добрый час!» Русского театра Эстонии и «Вечно живые» Воронежского академического театра драмы им. А.Кольцова, отобранные для участия в фестивале экспертным жюри. Два совершенно разных взгляда на розовские тексты: современный ракурс Ивана Стрелкина, даже иногда шокирующий своей неприкрытой прямотой и жесткостью, и очень близкое к автору, глядящее ему прямо в душу прочтение одной из самых знаменитых розовских пьес. Казалось бы, любая попытка конкурировать с известным всему миру фильмом «Летят журавли» Михаила Калатозова, снятым по пьесе «Вечно живые», обречена на неуспех. Однако режиссер Анатолий Иванов, памяти которого воронежская команда играла спектакль в Москве, совершил невозможное. Пронзительная история неумирающей большой любви, история безоглядной преданности Родине и столь же безоглядного предательства, сыгранная сегодняшними артистами театра, так же сильно волнует нынешний зал, ощутимо замирающий в сострадании настоящим чувствам и поступкам. Люди, покидающие спектакль со слезами на глазах, со взглядом, преисполненным человечности и благодарности, – настоящая награда и труппе, и режиссеру, и автору. Татьяна Розова, дочь драматурга, вручившая диплом фестиваля спектаклю, поблагодарила всех создателей спектакля за точную интонацию постановки, особо выделив работу Валерия Блинова – исполнителя роли Федора Ивановича, главы семьи, понятие которой было для ее отца особенно важно.

А вот личным поклоном дочери отцу в год его 100-летия стал спектакль «Течет река» по отрывкам из семи пьес Виктора Розова, поставленный Татьяной Викторовной в театральных классах при доме-музее К.С.Станиславского. Просто удивительно, как чутко прочли Розова эти непрофессиональные молодые актеры. Можно с полной уверенностью сказать, что зрители спектаклей OFF-программы имели возможность ощутить всю мощь и трепет розовской драматургии на этих рожденных любителями и начинающими артистами постановках. Дипломный спектакль «В поисках радости», выпущенный в 2012 году вгиковским курсом Александра Михайлова, особенно подчеркнул остроту и глубину того, о чем писал Розов. И ни разу не дал усомниться в том, что его драматургия никогда не умирала, просто какое-то время она была не слишком востребована театрами. А ведь когда-то число идущих в театрах розовских пьес исчислялось тысячами.

Исключительно верным стало решение организаторов привлечь к юбилею молодых постановщиков, предложив им участие в режиссерской лаборатории. «Пьесы Виктора Розова бесспорно обязаны присутствовать в репертуаре современного театра. К сожалению, сегодня это необходимо доказывать, об этом напоминать и создавать мотивации – такие, как эта лаборатория, – рассказывает театровед Павел Руднев, помощник художественного руководителя МХТ им. А.П.Чехова по спецпроектам и модератор режиссерской лаборатории «Розовские чтения». – При всей кажущейся «классичности» его текстов, они – болевые, социальные, яростные. Розов написал не так много. Но нет ни одной проходной пьесы, ни одной пьесы для коммерческого проката. Виктор Розов сегодня очень нужен нам, чтобы помочь сформулировать отношение к той великой эпохе и в каком-то смысле реабилитировать человека, жившего до нас и страдавшего, как мы. У Розова появляется важнейшая для того общества тема: как разбить недоверие к молодым. В 1950–1960-е это было так очевидно: после поколения отцов-ветеранов, отцов-победителей пришло поколение оттепели. И оно героическим старикам стало казаться мелкотравчатым, негероическим, слабым. Всю свою жизнь, от «В поисках радости» и до «Кабанчика», Розов писал о том, что это страшный и опасный стереотип: думать, что если ты прожил свою жизнь в трудах, борьбе, крови и поте, то новые люди, которые приходят после тебя, легкомысленны и легковесны. Каждому поколению – свой крест, свое мучение и свое разочарование. Доверяйте молодым».

Доверие молодым, которые, в свою очередь, предельно доверяя Розову, создали 5 небольших эскизов, три из которых будут иметь продолжение в виде поставленных спектаклей, обернулось тем оригинально новым, ради чего создавался проект.
Рузанна Мовсесян осуществит постановку пьесы «С вечера до полудня» в Театре им. А.С.Пушкина с участием актеров театра Андрея Заводюка, Натальи Ревы-Рядинской, Сергея Кудряшова и артиста РАМТа Дениса Баландина. А в самом РАМТе продолжатся репетиции пьесы «Затейник» режиссера Александра Баркара с участием Рамили Искандер, Андрея Сипина и Степана Морозова, а также пьесы «В дороге» режиссера Михаила Егорова с участием Марии Туровой, Алексея Боброва, Оксаны Саньковой, Александра Пахомова, Ульяны Урванцевой, Олега Зимы, Людмилы Цыбульниковой и Дениса Фомина.
Три совершенно разные работы, одинаково интересные, со своим творческим замыслом, ритмом, формой представления. Психологический тонкий театр Рузанны Мовсесян – точно выстроенный режиссером и оттого держащий зрителя в постоянном напряжении и чутком внимании, ставит такие простые и одновременно сложно разрешимые вопросы жертвы в любви к женщине, ребенку, матери, отцу. Очень изящный, умный «танец на троих», поставленный Александром Баркаром, своеобразно интерпретирующий довольно сложного для постановки «Затейника», рассказывает завсегда актуальную историю победы настоящей любви над любовью, полученной обманом. Динамичное, необычайно фантазерское путешествие, придуманное на маленьком клочке Черной комнаты Михаилом Егоровым и восемью артистами, дает невероятный простор размышлениям о путешествии молодого человека по жизни, о непростом поиске самого себя в этом мире, о трудностях строительства своего характера, внутреннем росте через встречи с людьми и событиями. Простой разговор (помните?), но такой захватывающий и, главное, очень нужный во все времена.

Две поздние пьесы Розова – «Кабанчик» и «Дома» были поставлены в рамках лаборатории режиссерами Кириллом Левшиным и Розой Саркисян и вызвали немало вопросов и зрительских впечатлений. В них были отмечены актерские работы Татьяны Кузнецовой и Андрея Бажина (мать Алексея и Юраша в «Кабанчике»), а также Алексея Мишакова (Пенкин в «Дома»).

«Когда я узнал что мою заявку отобрали для участия в лаборатории, моей радости не было предела, – рассказал Александр Баркар. – Работа над «Затейником» еще на уровне текста увлекла меня настолько, что любую свободную минуту я проводил с карандашом в руках и пачкой распечатанных листов пьесы. А уж когда дело дошло до сценических репетиций... Артисты подарили мне радость изобретения спектакля и колоссально выкладывались. Даже сам Розов сделал мне своеобразный знак, благословляя нашу работу. В одном его интервью я прочел: «Я лежал в больнице. Мне было запрещено поворачиваться. Весь первый акт «Затейника» был написан в тетради, лежа на спине. А второй акт хуже, можно было лучше написать. Мне казалось, что во втором акте их тоже должно быть только двое, этого требовало все мое естество. Но почему-то я ввел еще несколько новых действующих лиц. Первый акт «Затейника», я считаю, лучшее, что я написал». После этих слов, я посчитал что мы имеем право взглянуть на «Затейника» под тем углом который в итоге и представили зрителям.
И уж совершеннейшим счастьем для меня стало одобрение коллег и художественного руководителя РАМТа А.В. Бородина и возможность продолжить эту работу. Как любил повторять Виктор Сергеевич – «Я счастливый человек!». Сегодня мне ничего не остается, как сказать то же самое».

Поиск нового творческого результата выразился, в том числе, и в проведенном драматургическом конкурсе им. В.С.Розова, который так и назывался «В поисках нового героя». На конкурс было прислано 510 пьес из разных регионов России, Украины, Беларуси, а также Израиля, Германии, Литвы, Канады, США, Франции, Великобритании, Швеции, Молдовы, Болгарии, Польши, Латвии, Эстонии, Греции, Турции, Абхазии, Казахстана, Таджикистана, Узбекистана. Возраст авторов – от 15 до 79 лет. Темы и жанры пьес – самые разнообразные. Эти темы, география и возраст драматургов как нельзя ярче оказались представлены в результатах конкурса – четыре равноценных победителя и одно специальное упоминание жюри.
24-летняя Серафима Орлова из Омска предложила на конкурс пьесу о жизни студенческой молодежи «Дерево без цветов» (победитель конкурса) – с ее максимализмом, отчаянной борьбой за честность, справедливость, борьбой не без жертв, но и не без надежды на поиск верного пути.
27-летняя Ульяна Гицарева из Екатеринбурга написала современную драму «Спичечная фабрика» на основе четырех настоящих уголовных дел (специальное упоминание жюри) – страшный и одновременно щемящий душу портрет жителей маленького промышленного городка.
40-летняя Рахиль Гуревич из Москвы представила жесткую историю «Дон-дон-дери» (победитель конкурса) о страшной и жестокой конкуренции девочек-подростков – участниц современной школьной олимпиады по технологии.
62-летний дагестанец Биймурза Мантаев, живущий в турецкой Анталии, рассказал удивительную восточную притчу «Игры на крыше старой мельницы» (победитель конкурса) о двух стариках, когда-то влюбленных в одну девушку, а теперь не могущих поделить одно единственное оставшееся на старом кладбище могильное место.
75-летний Борис Полищук из Санкт-Петербурга в своей пьесе «Дверь на балкон» (победитель конкурса) поведал историю мальчика, главный фон взросления которого – драматические события, происходящие с его родителями в его собственной семье.
Все авторы пьес-победителей конкурса приняли участие в актерских читках их произведений, состоявшихся в Черной комнате РАМТа. Режиссеры Ольга Лысак, Александр Смольяков, Галина Зальцман и Александр Доронин подарили драматургам возможность услышать, а иногда и увидеть фрагменты их работ в театральных стенах. А РАМТ – перспективу будущей постановки пьесы Биймурзы Мантаева в режиссуре Галины Зальцман, в которой почтенных героев филигранно сыграли молодые артисты Анастасия Прокофьева, Дмитрий Бурукин, Денис Фомин и Дмитрий Кривощапов.

Одним из культурных событий проекта стала выставка «Я – счастливый человек», подготовленная к юбилею Виктора Розова Государственным театральным музеем им. Бахрушина. Афиши, фотографии драматурга и его близких, лица людей розовского времени  представляют эпоху Виктора Розова в самом широком смысле. Маленькие интересные выставочные придумки разнообразят встречу с драматургом. Здесь и фотореконструкция его кабинета, и старенькая телефонная будка прежних лет, откуда Вы можете, подняв трубку,  «позвонить» самому Виктору Сергеевичу и услышать его размышления о творчестве, о жизни, о жизни в творчестве.

Образ телефона, как ни странно, присутствовал и на вечере, посвященном 100-летию Розова в РАМТе. Ведь Виктора Розова было интересно не только читать, но и слушать – он был интереснейшим, очень мудрым рассказчиком, иногда даже обескураживающим своей прямотой. «Криво» у Розова  говорить не получалось. Может, именно потому идея сделать героем вечера памяти самого Виктора Сергеевича, говорящего с современным залом с большого телеэкрана, получилась такой удачной и вызвала благодарность зрителей-слушателей. Артисты, выходящие на сцену, говорили тоже розовским текстом, читая его письма, размышления, ответы на зрительские вопросы. Монолог Виктора Розова, произнесенный им самим при помощи создателей вечера во главе с режиссером Николаем Скориком, на самом деле, превратился в очень искренний полилог, потому что каждому внимавшему в этот вечер юбиляра было, о чем подумать, о чем поразмышлять в ответ. И ни один, наверняка, ни один не ушел из зала не наполненным Виктором Розовым.

Книга, то и дело открывавшаяся артистами на рамтовской сцене – тоже одно из рождений этого проекта, осуществленного совместно с издательством АСТ. Воспоминания В.Розова «Удивление перед жизнью» – прекрасная содержательная составляющая юбилея, которая будет жить еще долго-долго, попав в библиотеки людей думающих, стремящихся изо всех сил вырваться из рутины отупляющей, выхолащивающей душу жизни, сохранить во что бы то ни стало самих себя. «Надо хоть в чем-то превосходить зрителя», – говорит в самом начале своей книги Виктор Сергеевич, рассказывая о сущности творчества, о даре быть писателем. Наделенный этим даром, рожденный писателем, Виктор Розов и вправду, подтягивает нас до себя, приоткрывая нам закоулки душ человеческих, помогает нам увидеть все многообразие и многогранность мира, рассказывая о собственных встречах, открытиях, преодолениях, разочарованиях и победах. Хотя, пожалуй, разочаровываться он не умел, скорее – удивляться. Юбилей Розова – замечательный повод этому научиться. Не в созерцании, а в труде. Трудовой марафон Виктора Розова продолжается.

Его результаты:

  • Принятие к постановке спектакля «С вечера до полудня» по В.Розову Рузанны Мовсесян в Театре им. А.С.Пушкина.
  • Принятие к постановке спектакля «Затейник» по В.Розову Александра Баркара в РАМТе.
  • Принятие к постановке спектакля «В дороге» по В.Розову Михаила Егорова в РАМТе.
  • Принятие к постановке спектакля «Игры на крыше старой мельницы» по пьесе-победителю конкурса современной драматургии им. В.С.Розова «В поисках нового героя» Биймурзы Мантаева в режиссуре Галины Зальцман в РАМТе.
  • Включение спектакля «В поисках радости» выпускников актерского курса А.Михайлова во ВГИКе (2012 г.) в репертуар Дома Булгакова.
  • Постановка спектакля «Течет река» в театральных классах при доме музее К.С.Станиславского и включение его в репертуар дома-музея.
  • Издание книги В.С.Розова «Удивление перед жизнью» издательства АСТ.

Спасибо за поддержку проекта:

  • Министерству культуры Российской Федерации и лично директору Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Софье АПФЕЛЬБАУМ и консультанту отдела искусства департамента Александре БАЛАШОВОЙ.
  • МХТ им. А.П.Чехова и лично художественному руководителю Олегу ТАБАКОВУ.
  • Литературному институту им. А.М.Горького и лично ректору Борису ТАРАСОВУ.
  • Журналу «Современная драматургия» и лично главному редактору Андрею ВОЛЧАНСКОМУ.
  • Телеканалу «Культура» и лично главному редактору Сергею ШУМАКОВУ.
  • Радиостанции «Культура» и лично директору Вячеславу УМАНОВСКОМУ и обозревателю Марине БАГДАСАРЯН.
  • Издательству АСТ и лично редакторам Ольге СУХОВОЙ и Анастасии ЧУДОВОЙ.
  • Государственному центральному театральному музею им. А.А.Бахрушина и лично директору Дмитрию РОДИОНОВУ, а также координатору выставки «Я – счастливый человек» Лидии ОМЕЛЬЧЕНКО и другим сотрудникам музея.
  • Государственному фонду телевизионных и радиопрограмм и лично директору Сергею ВОЛКОВУ.
  • Наследникам драматурга Сергею и Татьяне РОЗОВЫМ.

А также:

  • режиссеру Владимиру БОГАТЫРЕВУ,
  • заведующей кабинетом театров для детей и театров кукол СТД РФ Ольге ГЛАЗУНОВОЙ,
  • обозревателю «Новой газеты» Елене ДЬЯКОВОЙ,
  • режиссеру Егору ПЕРЕГУДОВУ,
  • театроведу, помощнику художественного руководителя МХТ им. А.П.Чехова по спецпроектам Павлу РУДНЕВУ,
  • искусствоведу, режиссеру и драматургу Александру СМОЛЬЯКОВУ,
  • театральному критику Марине ТИМАШЕВОЙ,
  • театроведу Татьяне ШАХ-АЗИЗОВОЙ

и другим нашим коллегам, принявшим активное участие в жизни проекта.

Ольга Бигильдинская

 

 

наверх