У аппарата Виктор Розов. Снимите трубку!
Вечер к 100-летию драматурга в РАМТе. Послевкусие
19.12.2013
На сцене – большой стол, за которым уютно расположились люди. Справа от него, в противоположной части сцены – кабинет писателя: большой письменный стол с ретро-телефоном красного цвета, книжный шкаф с полками до потолка, уставленными книгами, статуэтками, фотографиями. В высокое окно, растянутое по высоте всего задника, заглядывают луна и ветви деревьев. На столе в кабинете звонит телефон…
На миг даже забываешь, что ты в театре. Как будто попал в чей-то гостеприимный дом… А вот, кстати, и его хозяин – снял трубку и говорит по телефону, обаятельно улыбаясь нам с большого экрана… Так начинается вечер памяти легендарного драматурга двадцатого века Виктора Сергеевича Розова. В этом году мы отмечаем 100-летие со дня его рождения.
Театральная композиция разворачивается перед нами подобно человеческой жизни – такой яркой, самобытной и неповторимой. Бережно подобранные выдержки из мемуаров, стихи, фотографии, видеозаписи, отрывки из интервью, спектаклей и просто вечеров в театре и дома… Теплая, располагающая манера, в которой актеры переговариваются на сцене друг с другом, напоминает общение одной большой семьи. Семьи, в которой представители разных поколений всегда находят общий язык, потому, что дорожат друг другом. Потому, что родные люди. Это дорогого стоит. И создает ту главную интонацию, так характерную для Виктора Сергеевича и его пьес – доверительную, непосредственную, живую, пульсирующую, настоящую. С удивительным уважением к зрителю. Мы словно ведем одну задушевную, очень необходимую беседу – о жизни и ее смысле, об истинных и неистинных ценностях, о том, зачем родились и зачем живем, что оставим после себя и что передадим детям. О том, как важно сберечь себя, сохранить свою душу, не растратить и не распродать по мелочам, остаться собой в любых испытаниях.
Удивительным образом Розов, чудом уцелевший в мясорубке Второй мировой войны, выживший после тяжелейшего ранения и задававшийся вопросами: «Почему судьба бережет меня? Что я должен сделать?» – вышел именно на этот путь. Ответом на вопросы стала сама его послевоенная жизнь, а также все те жизни, которые он изменил благодаря своим пьесам. Очень хотелось бы, чтобы поколения, не помнящие войну, тоже задавались подобными вопросами и понимали счастье, ценность и вкус каждой минуты дарованной им мирной жизни.
Одна из самых ярких, запоминающихся сцен вечера – перекличка героев Розова. Наиболее известные монологи из разных пьес: герои будто говорят и друг с другом, и со зрительным залом. Вопросы, о которых они так страстно спорят, почти кричат – с воодушевлением, восторгом, а порой и с возмущением – понятны нам, потому что подлинны. Потому что были актуальны тогда и остаются актуальными сегодня. Хотя, если вдуматься, сами-то герои появились давно, с полвека назад! Наверное, так бывает, если темы пьес рождаются в любви к Отечеству, его детям, в боли и волнении за них… В том, как органично и точно «звучат» в розовских мальчиках и девочках современные молодые актеры – самый яркий пример истинной преемственности поколений.
И эта неуспокоенность, и жажда Дороги – со сменой мест и стуком поездов, и это бунтарство под маской цинизма – а по сути, неприятие сытой, распланированной жизни, практичной продуманности – несет в себе предвестие сегодняшней нашей беды, которую Розов, конечно, предчувствовал. Ведь то, что вчера именовалось мещанством и пошлостью, сегодня уже емко именуется «обществом потребления» и плотно укоренилось за десятилетия не только в нашем сознании, но и в подсознании.
В этот вечер с нами разговаривал Театр с большой буквы – а это и сегодняшний РАМТ, и вчерашний ЦДТ – театр нашего детства, который мы помним и любим. Мы любим этот Театр в принципе, как бы он ни назывался. Наверное, потому, что он умеет создать атмосферу невероятной сопричастности: когда насущная необходимость режиссера и актеров поделиться с нами, зрителями, столь же сильна, сколь насущна наша необходимость это услышать. Настойчиво, требовательно звонит телефон… Снимите же трубку!
Надежда Пушкина