Газета выпускается Пресс-клубом РАМТа



«Гении, а придурки», которые перевернут мир

В РАМТе состоялась премьера спектакля «Я хочу в школу»

24.06.2017

 
15 июня в РАМТе состоялась премьера спектакля Александра Баркара «Я хочу в школу». Повесть Евгении Пастернак и Андрея Жвалевского, что легла в основу спектакля о современных школьниках, поднимает извечный вопрос: как учить и воспитывать детей.

Со слов, какие редко произносят – «Я хочу в школу!» – начинается спектакль. Поверить невозможно, но Анечка (Евгения Белобородова), сказавшая их, торопится в любимую 34-ю школу. Вместо уроков и зубрежки здесь увлекательные проекты, а вместо классов – дружные команды. Так Аня и четверо ее друзей объединены в группу «Птицы». Разные по возрасту, характеру и интересам, они – «одной группы крови»: свободны, не запуганы, образованы и… хотят учиться.

Но инновационная школа вынуждена закрыться под угрозой проверки: сначала временно, затем навсегда, ибо ее решено расформировать, а здание – снести. «Пернатые» невольно перебираются в соседнюю – самую обыкновенную школу №33. И тут оказывается, что учить-то ребят учили, а вот как жить в обществе, забыли научить. Их неумение сидеть неподвижно и отвечать только по команде воспринимается как нарушение дисциплины. Математичка Елена Ивановна (Анна Ковалева), входящая в класс как дрессировщик в клетку с тиграми, не вызывает страха в «птичьем» братстве – только чувство несправедливости, ведь «детей надо любить, а не пугать». Но все эти высокие разговоры – «в пользу бедных»: здесь на счету успеваемость и дисциплина.

Молчуна (Прохор Чеховской) – очень талантливого, но замкнувшегося после смерти мамы мальчика, считают ненормальным. Он становится не только объектом насмешек одноклассников, которые и говорят, и думают одинаково – так, что их и не отличишь друг от друга. Он подвержен усердному воспитанию доброй учительницей Евдокией Матвеевной (Анна Ковалева), поставившей перед собой задачу во что бы то ни стало приучить «Артемушку» к устной речи. Но ведь голос не является показателем эрудиции! Однако над Молчуном, в чьей голове живут гениальные мысли, нависла угроза спецшколы.

Зато о его талантах знают друзья. Пытаясь спасти родную 34-ю, они привлекают его к созданию письма, будто бы написанного в XIX веке и подтверждающего, что особняком, в котором располагалась школа, владела жена декабриста.

Обман раскрывают. Но то, что сделали ребята, вызывает восхищение знаменитого профессора (Юрий Григорьев), выступившего экспертом по определению аутентичности письма: «Эти ребята обладают бесценным даром. Для науки они незаменимы…. Я горжусь знакомством с вами, вас ждет большое будущее, коллеги».

«Какие же вы все в вашей 34-й придурки. Гении, а придурки», – говорит в сердцах директор 33-й школы (Александр Пахомов). Однако, видя неординарность педагогических приемов новаторов и их несомненный результат, берет в коллектив любимого учителя «птиц» – Впалыча (Максим Керин). И тот сразу же ставит под сомнение незыблемые основы традиционной системы обучения: «Если оценки не мотивируют, плохи наши дела, коллеги». Но Виктор Палыч не пытается внести в школьный коллектив смуту. И если непокорная Кошка (Мария Турова) – чей лозунг «Самураи не сдаются» – никак не может принять новую реальность, то для Впалыча это вызов: «Легко работать, когда тебя окружают хорошо замотивированные дети. Искусство педагога начинается тогда, когда тебя не хотят слушать».

Не все «птицы» так же, как Кошка, отвергают новые правила игры. Кто-то даже находит в них смысл. Способности Димы (Дмитрий Бурукин) – что приятно – подмечены физруком (Иван Воротняк), буквально не дающим ему прохода и вовлекающим в спортивную жизнь школы. А Женя (Алексей Бобров) сам не дает прохода симпатичной однокласснице Вике (Виктория Тиханская) – и кажется, это первая любовь.

Трагично, больно, что удивительный, нереальный мир, в котором было так интересно жить и учиться, запрещен и раздавлен. Но разве, упав на другую почву, ростки свободной мысли не смогут прорасти? В спектакле сила энтузиазма «птиц» и их Впалыча все-таки побеждает замшелую систему. Они вносят в нее струю свежего воздуха и, кажется, больше никто не захочет здесь снова закрыть окна.

Декорация спектакля не буквальна и довольно скупа (художник Юлия Пичугина). Аллюминиевые тяжелые конструкции, пытающиеся загнать наших героев в рамки, и гигантские картонные персты указующие (сразу видно, что им долго не жить – картонным-то) – основной фон действия. А вот цветовое решение спектакля более разнообразно и говоряще – разноцветный мир «птиц» противопоставлен черно-белому школьному. Более того, у каждого из «пернатых» не только свой яркий цвет, но и атрибут, подчеркивающий их индивидуальность. У Кошки – меч самурая (их тех, которые не сдаются), у Молчуна – скейтборд (не обязательно говорить вслух, чтобы виртуозно делать дело), у Димы – мяч (он прямой и смелый, и, как все спортивные ребята, готов к взятию вершин), у Жени – клюшка для гольфа (он лидер и привык забивать каждый свой мяч в лунку с первого раза), у Анечки – скакалка (она младшая и самая бесхитростная, как все дети).

Кстати, именно она, наивно отвечая литераторше Анастасии Львовне на ее «Свободна!» – «А я всегда свободна!» – выжигает искру, которая попадает в трухлявую систему и начинает тлеть. И кажется, что именно после этого твое зрительское ожидание начинает хотеть настоящего пожара – больших перемен, которых так не хватает современной системе образования.

Маргарита Нестерук
Ольга Бигильдинская

Фотографии Сергея Петрова

 

 

наверх