К 95-летию РАМТа
Открытие юбилейной выставки в Бахрушинском музее
01.07.2016
13 июля 1921 года спектаклем «Жемчужина Адальмины» был открыт Московский театр для детей под руководством Наталии Сац. За 95 лет своего существования он успел дважды поменять название и отмечает свой сегодняшний юбилей как Российский академический Молодежный. Ко дню рождения театра в Центральном театральном музее им. А.А.Бахрушина открылась выставка «Молодежный театр в преломлении эпох».
«Сегодня мы отмечаем юбилей замечательнейшего российского коллектива, – открыл выставку директор музея Дмитрий Родионов. – К сожалению, наш музей не располагает площадями для постоянной экспозиции по истории современного российского театра, но мы выходим из этой ситуации, делая выставки, посвященные выдающимся явлениям современного театрального процесса. В этом процессе Российский Молодежный театр явно в числе лидеров. И это не слова комплимента в связи с юбилеем, а результат того отношения, которое современная интеллигенция испытывает к сегодняшнему театру, его репертуару, замечательной труппе, его безусловному лидеру Алексею Владимировичу Бородину и лидеру в области сценографии спектаклей этого театра Станиславу Бенедиктовичу Бенедиктову. Театр и его лидеры – наши друзья, и еще год назад мы начали думать, как нам выразить им свою признательность».
Выставка разместилась в Каретном сарае ГЦТМ. Она включила в себя небольшую экспозицию периода Московского театра для детей и Центрального детского театра, а также фрагменты истории РАМТа последних лет: фотографии, эскизы, афиши, костюмы. Из редких экспонатов – эскизы костюмов первого спектакля театра «Жемчужина Адальмины» А.Веснина, эскиз занавеса ЦДТ работы П.Вильямса, а также костюм актрисы М.Куприяновой, сыгравшей главную роль в спектакле «Король Матиуш Первый» в постановке П.Фоменко и сценографии Э.Змойро.
«Вы знаете, что я в нашем театре люблю больше всего, притом, что я люблю его сегодняшним и вкладываю в него все свои силы? Более всего я люблю его историю, – рассказал на открытии выставки Алексей Бородин. – Тот период создания театра, который был ориентирован на детей, и следующий, ориентированный на новое поколение. Когда театр получил свое название Центральный детский и здание слева от Большого, напротив Малого – при крайне трагических обстоятельствах, когда из него изгнали МХАТ-2 – с одной стороны, это был лозунг «Все лучшее детям». А в итоге идея оказалась хорошая. И так получилось, что ЦДТ прежде всего был связан с людьми Художественного театра: Ольгой Ивановной Пыжовой, которая играла Мирандолину со Станиславским, Леонидом Андреевичем Волковым, вахтанговским учеником, о котором мой учитель Юрий Александрович Завадский рассказывал, какой он был гениальный артист, и, наконец, Марией Осиповной Кнебель, которая после драматических событий в Художественном театре, пришла сюда с идеей создавать настоящий театр и привела Анатолия Васильевича Эфроса… Вспоминать всех можно бесконечно. И мне, конечно, страшно повезло, что я застал всю эту великую гвардию, которая там была: Воронова, Щукина, Фомина, Печникова, Калмыкова, Куприянову, Пресникову, Елисееву, Туманову – тех людей, которые, по существу, создавали легенду ЦДТ».
Главным художественным образом выставки стал фрагмент декорации спектакля А.Бородина «Вишневый сад» – комната дома имения Раневской, на одной из стен которой можно увидеть портреты основных создателей театра-дома, его знаменитых режиссеров и художников. Здесь же большой овальный стол из мастерской С.Бенедиктова, сидя за которым можно прикоснуться к «истории семьи» – послушать аудиофрагменты спектаклей прошлых лет. А пройдя комнату насквозь, очутиться в художественном пространстве театра последних десятилетий.
Настоящим событием стало присутствие на выставке артистов ЦДТ Геннадия Печникова и Валентины Тумановой. Валентина Алексеевна даже спела для собравшихся, искренне волнуясь выступать после молодых актеров РАМТа, также подготовивших прекрасную творческую программу для вернисажа.
Юбилейная выставка в Бахрушинском музее, к сожалению, не исчерпывает всей истории театра, не вмещает всех его людей и событий: показать их не позволили возможности музея. Будем надеяться, что отчасти это компенсирует программа творческих мероприятий в пространстве выставки, о которой рассказала директор Молодежного Софья Апфельбаум, приглашая на нее зрителей в сентябре. Ну а еще одним подарком театралам станет подробный буклет о 95-летней истории театра, который РАМТ готовит к изданию в настоящее время.
Ольга Бигильдинская