Образ спектакля от А до Я
Главный художник РАМТа дал мастер-класс для зрителей
24.11.2015
Окончив Московский художественный институт им. В.Сурикова, Станислав Бенедиктов вместе с режиссером Алексеем Бородиным пришел в Центральный детский театр (позже РАМТ) и с 1985-го служит здесь главным художником. Он обладает множеством премий и званий, а список его работ по оформлению спектаклей уже превысил отметку в полторы сотни. 17 ноября в рамках цикла «Театральная академия» зрительского Молодежного образовательного проекта «ТЕАТР+» он дал мастер-класс на тему «Образ спектакля от А до Я».
Согласно «Краткому словарю по эстетике», «художественный образ – специфический, присущий искусству способ отражения действительности, обобщение ее с позиции эстетического идеала в конкретно-чувственной, непосредственно воспринимаемой форме». Станислав Бенедиктович предложил еще одно – «бытовое» определение – что это крайне субъективное представление художника, которое зависит не только от его собственного стиля и фантазии, но и от прожитой им жизни, полученного опыта. Образ этот складывается из многих составляющих. Его элементами могут быть пахнущий древесиной свежевымытый пол или оформленная в стиле спектакля портьера зрительного зала. «Но главное – без мысли, которую надо передать, без жизненной достоверности и эмоциональности, необходимых для контакта со зрителями, никакой образ не создается».
С чего начинается кропотливая работа художника по созданию образа? Разумеется, с прочтения пьесы. И тут сразу же могут возникнуть первые трудности, ведь «театральный художник – зависимый человек. Когда режиссер выбирает пьесу, художник, как правило, до этого о ней и вовсе не слышал. В училище же все думают, что будут ставить «Ромео и Джульетту» и «Гамлета» Шекспира, Гете или Миллера. Никогда не предполагают, что будут делать «На дне» Горького. Иногда пьесы приходится брать штурмом, практически вгрызаться в них. Так было, например, с трилогией «Участь Электры», где очень подробные ремарки, что чрезвычайно мешает художнику, ведь раз автор так написал – надо это уважать».
Дальше происходит «занудное» перечитывание пьесы, поиск сути произведения, основной его проблемы, бесконечные зарисовки отдельных сцен, обсуждение с режиссером стилистики будущего спектакля. И если отношения между режиссером и художником сложились доверительные, как у Алексея Бородина и Станислава Бенедиктова за почти 50 лет совместной работы, то они могут с полуслова понимать и помогать друг другу, честно озвучивая свои задумки и сомнения. Сам Алексей Бородин неоднократно признавался, что его режиссерская фантазия начинает лучше работать, когда уже создано пространство, – сначала в «почеркушках», а следом в макете спектакля, выполненном в масштабе 1:20.
В постановке «Участь Электры» декорации представляют собой огромную конструкцию – дом Мэннонов, находящийся почти в непрерывном движении, в то время как его составные части принимают различные конфигурации, становясь то фасадом дома, то внутренними комнатами, причалом и каютой корабля. Такая неожиданная, тонкая и даже интеллектуальная игра с пространством является отличительной особенностью спектаклей Станислава Бенедиктова и Алексея Бородина. Взять хотя бы выпущенный в прошлом сезоне «Нюрнберг» по киносценарию Эбби Манна. «Все действие происходит в зале суда. Что может быть скучнее? Вот подумайте, как художнику это показывать? Есть исторические фотографии этого процесса. Я что, должен оформить все так же? Тогда о чем этот спектакль? Какова моя роль там? И получается, что место, где вершится правосудие, где должна побеждать справедливость, сейчас превращено в увеселительное заведение, где каждый вечер, как спектакль для завсегдатаев, разыгрывается этот процесс. Так возникает система образов конкретного места, происходит особая театральная игра под видом политического кабаре».
На восприятие художественного образа спектакля влияет многое. Ведь образ – это не только декорации, но и костюмы, реквизит, световое и музыкальное оформление, вид программок и многое другое. Но самое главное – чтобы возникающие в процессе просмотра ассоциации содержали в себе четкую мысль, делая проблематику спектакля острой, а поднимаемые в нем вопросы – близкими и понятными современному зрителю.
Подробную стенограмму мастер-класса читайте в ближайшее время в рубрике «ТЕАТР+». А следующая встреча в рамках образовательного цикла состоится в декабре, где вместе с актером, каскадером, постановщиком пластики и боевых сцен в театре и кино Андреем Рыклиным зрители смогут изучить сцендвижение.
Следите за новостями проекта на официальном сайте театра.
Мария Семенова