Газета выпускается Пресс-клубом РАМТа



Фантом родительского тепла

Премьера спектакля Е.Половцевой по рассказу Ф.Горенштейна

04.10.2016

30 сентября на Маленькой сцене РАМТа состоялась премьера спектакля «Дом с башенкой», поставленного Екатериной Половцевой по мотиву автобиографического рассказа Фридриха Горенштейна.

«Дом с башенкой» – рассказ невероятно трагичный. Он был написан в 1963 году и принес широкую известность своему автору. Действие происходит в СССР времен Великой Отечественной. Это пронзительная история о мальчике, который по дороге в эвакуацию переживает страшный удар судьбы – смерть матери– и остается один на один со своим горем.

Главный герой спектакля – тот самый мальчик, выросший во взрослого мужчину и зарабатывающий на жизнь ремеслом фотографа. Казалось бы, детские годы, опаленные войной, остались где-то позади, но потеря матери никак не отпускает его, заставляя возвращаться мыслями в то время, когда ему еще ребенком пришлось испытать, возможно, самый худший кошмар своей жизни. В каждом приходящем в его фотостудию человеке ему видятся черты людей, встретившихся ему в детстве в тот самый момент, когда все чувства и нервы были обнажены болью потери. А на одной из проявленных фотографий внезапно возникает дорогое лицо матери, о котором он тоскует всю жизнь. Площадь, старый дом с башенкой, старуха, торгующая рыбой – образы, ставшие его вечной ассоциацией с трагичными событиями тех дней. Единственная возможность избавиться от бередящих душу воспоминаний – вернуться мыслями туда, в Богом забытый городок, и заново пропустить через себя то, что мучит его на протяжении всей жизни.

Спектакль во многом удивителен. Во-первых, поражает невероятная реалистичность происходящего. Декорации, голоса из радиоприемника и старинная фотоаппаратура буквально телепортируют зрителей в другую эпоху. Камерная сцена позволяет детальнее рассмотреть мимику и эмоции актеров и поневоле стать участником действия. Психологичность сыгранных образов держит в тревожном напряжении до последней секунды. Лейтмотив всей истории – атмосфера панического страха ребенка, вызванного неизвестностью, – передан великолепно. Чужой город, где сын с внезапно заболевшей матерью оказались проездом, поиски больницы, куда отвезли мать, страх смерти самого близкого человека, горечь потери и снова дорога, снова неизвестность.

Постановку можно назвать отчасти мрачной: сменяющие друг друга зловещие образы, леденящая кровь музыка, верно подобранный свет. Но созданные с хорошим актерским юмором некоторые образы героев спектакля на какие-то мгновенья заставляют забыть о печальном событии, вокруг которого выстроен сюжет. Правда, лишь на мгновенья.

Действие спектакля стремительно переносится из одного времени в другое, актеры меняют амплуа так мастерски, что зритель совершенно не задумывается о том, что один и тот же человек играет несколько ролей одновременно. Максим Керин, ни на миг не покидая сцену (благо, опыт есть – в «Цветах для Элджернона» он это делает на протяжении трехчасового спектакля), блестяще перевоплощается из взрослого мужчины в мальчика-сироту и обратно.

Финальная сцена пронизывает до глубины души даже самого скупого на эмоции человека. Мать мальчика, очень тонко и сильно сыгранная Марией Рыщенковой, взяв под руку своего маленького сына, начинает медленно уходить вдаль по узкому коридору, в конце которого ослепительно яркий свет – свет очищения и долгожданного избавления от тягостного гнета воспоминаний…

Война – одно из самых значительных потрясений в жизни целого поколения.
Это ужасная трагедия, сломавшая и изуродовавшая немало человеческих судеб. Война – не место для детей. Но они, как и все люди военного времени, принесли ему жертву. Главная из которых – потеря родительского тепла. И жизнь без него, как наказание. И постоянное ощущение его – как фантома, который вызывает невероятную тоску и уже никогда не станет явью…

 

Ангелина Чехоева

Фото Евгения Чеснокова, Сергея Петрова, Евгения Люлюкина

 

 

 

наверх