Партитура костров и светил
В РАМТе состоялась встреча с художником по свету Андреем Изотовым
02.06.2016
24 мая в Черной комнате РАМТа состоялась встреча с заслуженным работником культуры России, художником по свету Малого театра, оформителем спектаклей РАМТа Андреем Изотовым. Заключительное мероприятие образовательного цикла «Театральная академия» проекта «ТЕАТР+» было посвящено освещению в современном спектакле и называлось «Луч света в театральном царстве».
Андрей Евгеньевич Изотов работает в театре 35 лет, из них больше 20 – художником по свету. А начинал он простым осветителем. И хотя изначально видел себя инженером, в итоге пошел по стопам родителей, которые служили художниками по свету в Малом театре.
Суть этой профессии в том, чтобы, ориентируясь на задачи режиссера и художника-постановщика, разработать стилистику светового оформления спектакля. В период придумывания пространства режиссер может охарактеризовать настроение, которое должно присутствовать в той или иной сцене, заказать «божественный» или «романтический» свет. Задача же художника преобразовать эти пожелания в театральное освещение.
Задания для художника по свету могут быть очень и очень интересными. Предположим, «развести костер» или «зажечь свечу», не нарушая правил противопожарной безопасности. Или изобразить весеннюю ночь за окном. Для этого нужно владеть многими знаниями – не только технического характера. Свет спектакля должен ориентироваться на световую гамму костюмов, оформления, настроение и характер действия и героев.
В арсенале художника по свету, в основном, световые приборы, имеющиеся в театре. Но иногда для реализации каких-то нестандартных решений заказывается или берется в аренду дополнительная техника, покупаются световые фильтры редких цветов.
Сценарий, согласно которому должна освещаться та или иная сцена, называется световой партитурой спектакля. В ней подробно описано, какие приборы, с какой силой, каким цветом и в каком направлении освещают актеров, декорации и игровое пространство. Световые картины заносятся в компьютер и корректируются в процессе репетиций. Результатом работы художника по свету является пакет документов, в который входят план размещения светового оборудования и партитура проведения спектакля. При помощи этих документов команда осветителей театра может выставить свет и провести спектакль самостоятельно.
О конкретных примерах из практики Андрея Изотова, о том, кто приходит в профессию художник по свету, почему для изображения солнечного света нельзя использовать желтый фильтр и что означает на жаргоне осветителей «чахотка», читайте в стенограмме встречи в рубрике «ТЕАТР+». И не забудьте поздравить знакомых художников по свету с их профессиональным днем 11 июля.
Олеся Мойса
Ольга Бигильдинская