Газета выпускается Пресс-клубом РАМТа



Вклад в политику народной дипломатии

Победитель рамтовского конкурса эссе вернулся из образовательной поездки в Канаду

31.05.2017

 
Широкую аудиторию писателей, журналистов, историков, политологов, театроведов, педагогов и, конечно же, университетское студенчество объединил вокруг РАМТа проект «ТЕАТР+» завершающегося сезона. Он был посвящен премьерному спектаклю Алексея Бородина «Демократия», ставшему поводом к проведению лекций, круглых столов, конкурсов творческих работ. И, несмотря на то, что программа завершена, мы до сих пор подводим ее итоги. Так с нетерпением мы ждали возвращения из образовательной поездки в Канаду победителя Всероссийского конкурса эссе «Демократия это…», студента магистерской программы «Политика. Экономика. Философия» НИУ ВШЭ Руслана Фахрутдинова. Его участие в программе «Актуальные вопросы работы парламентской администрации» университета Макгилла стало главным призом, предоставленным партнером проекта Бюро международных образовательных программ «Прямой разговор». Но первый вопрос Руслану мы задали о рамтовском проекте:

Почему Вы решили принять участие в конкурсе эссе «Демократия это…»?

– С одной стороны, у меня был набор идей, которые, как мне казалось, было бы неплохо развить и кому-то показать. В этом смысле написание эссе для конкурса выглядело как хорошее упражнение. С другой стороны, я осенью посмотрел сам спектакль «Демократия», и он мне очень сильно понравился, так что я подумал, это достойный способ выказать зрительскую благодарность. Так получилось, что мыслей о спектакле в эссе почти не осталось, но, тем не менее, это был важный источник вдохновения.

Приходилось ли Вам на практике знакомиться с работой парламента? 

– Мне нет, но некоторые из моих знакомых заняты в этой сфере. В связи с этим в поездке возникло несколько забавных ситуаций. Дело в том, что среди участников курса я был единственным представителем страны, не входящей в Британское Содружество, а потому всех довольно сильно интересовали принципы работы нашего парламента. И мне приходилось в реальном времени связываться со своими друзьями, чтобы уточнять какие-то вопросы, о которых я имел смутное представление.

Чем для Вас была полезна и интересна поездка в канадский университет Макгилла на программу для парламентариев?

– Сразу хочу уточнить – это была программа для работников парламента самых разных возрастов. И это был вводный курс годовой магистерской программы, организованной Всемирным банком в качестве продвинутых «курсов повышения квалификации». Основным ее партнером выступает Парламентская ассоциация Содружества, которая, видимо, поощряет финансирование обучения работников парламентов. Ее участниками был парламентский staff среднего звена из стран Содружества, около двенадцати человек: несколько человек из Канады, остальные из Австралии, Новой Зеландии, Тонга, Шри-Ланки, Индии, Северной Ирландии, о. Мэн, Гайаны. Я был единственным студентом и единственным представителем России.
Основные разделы курса – политическая теория, практические аспекты вроде оценки деятельности парламента или корпоративного управления и мастер-классы, посвященные HR и лидерству. Теоретические темы мне были очень интересны, поскольку материал этих занятий отчасти пересекался с тем, что я изучаю в университете. И мне хотелось посмотреть, насколько изложение этих тем практиками отличается.
Интересно, что основные политические проблемы везде одинаковы: больше всего мои коллеги жаловались на политизацию своей административной работы. Исключительно занимательным было обсуждение вопроса о балансе между менеджментом и политикой. С другой стороны, есть, конечно, и специфические проблемы – крайне актуальные, например, для королевства Тонга: требуются ли квоты в парламенте для женщин и может ли их интересы представлять мужчина.
Обсуждение практических вопросов также было довольно поучительным, поскольку наглядно показывало, что, хотя задачи перед разными юрисдикциями стоят схожие, институциональная практика очень сильно отличается, а потому универсальных рецептов нет. Например, наш лектор рассказал о случае, когда, кажется, в Гану для оценки работы парламента приехала делегация из Всемирного банка. Ее представители сразу заметили, что в нем отсутствует институт генерального аудитора и порекомендовали его завести. Рекомендация была выполнена, но оказалось, что функции аудитора уже выполнялись другим институтом, что спровоцировало глупую неразбериху.
Короче говоря, мне было крайне интересно рассмотреть знакомые мне теоретические темы с более практических позиций в непосредственном диалоге с реальными работниками.

Опираясь на этот небольшой опыт обучения за рубежом, могли бы Вы отметить особенности канадской системы образования?

– Я не могу говорить о системе в целом, поскольку программа, в которой я участвовал, очень сильно отличается от обычного курса. Если же говорить о моей программе, то, во-первых, меня очень поразила сама идея непрерывного образования: признание того, что образование не заканчивается с выпуском из университета, но, по сути, должно продолжаться всю жизнь, даже в областях, отдаленных от академической жизни. Причем, еще раз повторюсь, это не просто пятидневный курс, но целая программа, рассчитанная на год, то есть действительно содержательное обучение. Интересно, есть ли у нас подобные программы. Во-вторых, мне понравилась композиция курса: большое количество практики, но при этом ориентация и на более широкие вопросы – демократии вообще, роли парламента в целом и так далее. Я думаю, это очень важно для участников – иметь более широкую перспективу и анализировать проблемы, которые отчасти выходят за рамки непосредственных рабочих обязанностей. То же самое относится и к таким занимательным вещам, как тренинг по развитию лидерских качеств или HR стратегиям. На первый взгляд, совершенно лишним в курсе для парламентской администрации, но, наверное, тоже полезным для развития компетенций.
Хотелось бы еще раз сказать большое спасибо РАМТу за предоставление мне этой прекрасной возможности и бюро «Прямой разговор», поразившему меня своим профессионализмом, что в Канаде, что в России.

В завершении проекта мы взяли интервью у генерального директора Бюро международных образовательных программ «Прямой разговор» Алексея Сурина, поддержавшего инициативу РАМТа и выступившего главным партнером конкурса студенческих эссе.

Алексей Викторович, почему Ваше бюро решило поддержать образовательный проект РАМТа, посвященный спектаклю «Демократия» и, в частности, конкурс студенческих эссе «Демократия это…»?

– Во-первых, наша организация с самого создания поддерживала и организовывала всевозможные проекты, направленные на развитие интереса российской школьной и студенческой молодежи к знаниям, изучению иностранных языков, культуры, истории, традиций зарубежных стран. Мы организовывали интернет-викторины для школьников и студентов «Что я знаю о Великобритании, Канаде, США, Австралии?», финансировали поездки детских творческих коллективов на гастроли в Европу, искали стипендии для одаренных школьников и студентов, организовывали визиты молодых сотрудников вузов и старшекурсников в крупнейшие университеты мира с целью изучения работы студенческих стартапов и эндаумент-фондов. Во-вторых, поддержка проекта РАМТа показалась нам интересной особенно сейчас, когда отношения нашей страны с ведущими западными державами находятся не в лучшем положении. Мы решили, что поддержка конкурса будет нашим маленьким вкладом в политику народной дипломатии, в изменение в лучшую сторону этой непростой ситуации.

Как принималось решение о главном призе – почему остановились именно на программе университета Макгилла, и трудно ли было бюро организовать эту поездку?

– Мы знали, что наш партнерский вуз McGill University совместно со Всемирным банком проводит международную программу для сотрудников аппаратов парламентов, которая отчасти вписывается в концепцию конкурса, организованного РАМТом. Конечно, убедить руководство вуза предоставить такую стипендию студенту, а не работнику парламентской администрации было непросто, тем более что программа достаточно дорогая. С этой целью мне пришлось встречаться в Ливерпуле с сотрудником университета, ответственным за принятие такого решения, и убеждать его в важности предоставления стипендии победителю российского конкурса.

Расскажите немного о деятельности «Прямого разговора», ориентированной на студенчество?

– Мы – одно из старейших образовательных агентств в России, которому в этом году исполнится 27 лет. Изначально нам было интересно не только заниматься программами обучения за рубежом – языковыми курсами, обучением школьников, студентов и взрослых в самых престижных учебных заведениях Канады, США, Австралии, Ирландии, Новой Зеландии и Великобритании, – но и способствовать различным социально-значимым проектам. Мы – небольшое агентство, но, не побоюсь сказать, одно из самых высокопрофессиональных на российском рынке образования, особенно высшего и профессионального. Практически все мои коллеги учились за границей и имеют научные степени зарубежных университетов. Уверен, что подавляющее большинство наших клиентов в нас не разочаровано. Ведь мы никогда их не обманываем, никогда не обещаем того, что быть не может, не придумываем красивых и неправдивых историй с рейтингами и трудоустройством. Ведь мы называемся «Прямой разговор», а это значит в первую очередь честность и ответственность.

РАМТ еще раз благодарит своих партнеров за поддержку и сотрудничество, а участников проекта – за интерес к конкурсу и спектаклю. И ждет своих зрителей на мероприятиях образовательного проекта театра в будущем году. Работы победителей творческих конкурсов – Всероссийского конкурса студенческих эссе «Демократия – это…» и конкурса зрительских рецензий на спектакль «Демократия» – читайте на сайте РАМТа.

Ольга Бигильдинская


 

наверх