Газета выпускается Пресс-клубом РАМТа



«Димка-невидимка» разрушает штампы

Первая режиссерская работа Олега Ефремова в ЦДТ

03.06.2024

Несколько поколений советских детей выросло на приключенческих историях про десятилетнего Димку, придуманных драматургами Вадимом Коростылевым и Михаилом Львовским. Их одноактные пьесы-шутки «Димка-невидимка», «Димка в открытом море», «Димка и чудо 46-51» были очень популярны в СССР. Семьдесят лет назад, в 1954 году, в эфире Всесоюзного радио впервые прозвучал музыкальный радиоспектакль «Приключения Димки». А на следующий год Олег Ефремов в Центральном детском театре поставил водевиль «Димка-невидимка», который стал его режиссерским дебютом. У входа в ЦДТ появилась яркая афиша: из-за складок желтого театрального занавеса выглядывает главный герой – озорник Димка в огромной клетчатой кепке. Спектакль шел почти 30 лет с аншлагом, выдержал три редакции и более 400 показов. Его премьера состоялась 10 июля 1955 года.

У большинства из нас имя Олега Ефремова ассоциируется с «Современником» и МХТ, однако его и актерский, и режиссерский дебют состоялись в Центральном детском, куда Ефремов пришел сразу после окончания школы студии МХАТ в 1949 году. Именно здесь он сыграл Володю Чернышева в спектакле «Ее друзья» по пьесе Виктора Розова. С этого спектакля и началась эпоха бескомпромиссных идеалистов, так называемых «розовских мальчиков». Потом были и другие роли в постановках по Розову: Кости Полетаева в «Страницах жизни», Алексея в спектакле «В добрый час!», – и другим авторам. В ЦДТ Ефремов сыграл более 20 ролей и в 1955 году поставил свой первый спектакль «Димка-невидимка». До рождения «Современника» оставалось меньше года.

Середина 1950-х – новое время, свежие веяния, большие перемены в стране, иная эстетика: меньше пафоса, патетики, казенных плакатных лозунгов и ходульных героев –стремление показать на сцене настоящую жизнь. Но возрождение ЦДТ началось еще до оттепели, в репертуаре стали появляться пьесы молодых драматургов В.Розова, А.Хмелика, М.Шатрова, М.Львовского и В.Коростылева.

Новый взгляд на сценическое искусство, а также атмосфера, сложившаяся в те годы в ЦДТ, не могли не повлиять на будущего создателя «Современника». «Считаю, что с началом работы мне повезло. Я попал в Центральный детский театр, который в то время в театральном мире был своего рода оазисом. Здесь впервые была поставлена пьеса Виктора Сергеевича Розова "Ее друзья". Это была первая постановка на российской сцене, а у меня в спектакле первая главная роль. Я начинал с этого. Пьеса в те времена явилась своего рода революцией, потому что там не было никаких лозунгов, там была человеческая проблема, то есть, курс был взят на обыкновенного человека. Еще был жив Сталин, а повествование отличалось от всего того, что шло на сценах многих театров, на сто восемьдесят градусов. Группа выпускников Школы-студии влилась в один из мощных театральных коллективов. Театр возникает тогда, когда там, грубо говоря, есть какой-то костяк, костяк людей, заинтересованных, дружественных друг другу, есть неформальное товарищество. И это было в то время в Центральном детском театре», – вспоминал Олег Николаевич.

Спектакль «Димка-невидимка» – рождение одновременно новых драматургов, нового режиссера и нового жанра в детском театре – детского водевиля. Геннадий Печников, в своей книге воспоминаний писал: «Роль дедушки отдали мне. Не было у нас мысли взять возрастного актера. Это молодежный спектакль, должны играть молодые. На меня надели седой парик, я отработал старческую походку, надел панаму, белый костюм, пузо, профессор же. Пенсне какое-то или очки, бородка, усы. И начали репетировать». В процессе репетиций именно Печников, по его словам, почувствовал, что это водевиль: «Ты знаешь, куплеты просятся. Это же веселая штука, легкая», – сказал он Олегу Николаевичу, с которым дружил с юности. И несмотря на то, что время было серьезное и водевили было «ставить нельзя», Ефремов рискнул. «А где куплеты, <…> там и танцы». Хореографом спектакля выступил Эмиль Мэй.
В работе над водевилем авторы придерживались представлений о нем К.С.Станиславского: «Жизнь в водевиле течет по всем законам логики и психологии, но ее беспрестанно прерывают неожиданности всякого рода. Персонажи водевиля очень жизненны и просты. Их особенность – это то, что они абсолютно во все верят… Герои водевиля выражают свои чувства и мысли не только словами и действием, но обязательно и пением, и танцем. В водевиле обязательно обаяние и в пении, и в танце, вернее, в пританцовывании. Это скромный, незатейливый по сюжету и персонажам жанр, но зато "с душой и теплотой"».

В первом действии четвероклассник Димка получил двойку по русскому языку, но исправлять отметку честным путем ему не хотелось. По всем педагогическим канонам Димку нужно было осудить и наказать. Но Димкины соседи – выдумщик и изобретатель Вася (Олег Анофриев) и его сестра Галя (Наталья Сальникова) – решили ему «помочь», предложив надеть волшебную клетчатую кепку с пуговкой и таким образом стать невидимым. Димка (Маргарита Куприянова) сначала с недоверием отнесся к этой затее, но вскоре воспринял всерьез. Он поверил, что стал невидимым, и ворвался в учительскую, чтобы исправить в журнале собственную двойку. Но вскоре убедился, что быть невидимкой не так уж весело: «Жить не очень интересно, если ты пустое место». Лучше оставаться собой, самому жить собственную жизнь и отвечать за свои поступки.

Во втором действии мальчик увлекся чтением книг о моряках и пиратах и совсем забросил арифметику. Торопясь побыстрее сделать уроки, Димка неточно решил задачу про пароход, который плывет из пункта А в пункт Б. Он заснул над задачником, а в это время Вася, Галя и дедушка превратили комнату в корабль, чтобы объяснить для чего капитану точный расчет пути, скорости и количества топлива на борту.

В стремительном темпе разворачивались на сцене невероятные события. На глазах у зрителей происходило превращение Димкиной комнаты в пиратский корабль «Приблизительный». Шкаф становился капитанской рубкой, круглые стекла в шкафу – иллюминаторами, штора – парусом, связанные лыжи и палки оказывались мачтой корабля, шляпные коробки, поставленные одна на другую – пароходной трубой, колесо от велосипеда – штурвалом, даже не забыли про рынду, корабельный колокол, который создали из ступки и пестика. Менялся свет, и зрителям казалось, что все эти сдвинутые вместе столы, стулья, лыжные палки и швабры действительно стали кораблем. Скатерть, высокие резиновые сапоги, дамская шляпа, выкрашенный ковыль вместо усов и Вася превращался в капитана Вокруг да Около, друг Петька в боцмана, а Галя в доктора Ляпсуса. Дедушка профессор, взгромоздив на голову коробку от торта, стал корабельным коком по имени Ошибка-Небеда. Путешествие корабля «Приблизительный» из точки «бухты Барахты» в точку «на Абум» началось. Димка, сталкиваясь с трудностями на корабле, убедился в важности арифметики и даже сочинил куплеты:

Чтоб врачом, моряком
Или летчиком стать,
Надо прежде всего арифметику знать.
И на свете нет профессий,
Вы заметьте-ка,
Где бы нам не пригодилась
Арифметика!

Димка несколько раз повторял припев веселого куплета: «И при этом, и при этом вы заметьте-ка – очень важная наука арифметика», что, как ни странно, не звучало нравоучением, потому что к такому выводу мальчик пришел сам.
 
В третьем действии Димка попадал в тридевятое царство. В воскресенье он должен был написать сочинение «Как я провел свой выходной день» и выучить правило, но вместо этого играл в футбол. Вернувшись домой, он размечтался о тридевятом царстве, где есть Василисы Прекрасные, Коньки-горбунки, Золотые рыбки, готовые выполнить любое желание, а дети «сидят себе, не тужат, а серый волк им служит и пишет сочинения за них…». Сосед Вася опять помог ему воплотить мечту. Теперь занавеска превратилась в балдахин, кресло, подвешенное под потолком, – в «трон», детская коляска – в триумфальную колесницу. Когда Димка и в самом деле попал в волшебное царство, где за него все делали другие, он быстро понял, что в ничегонеделании нет никакой радости. Действие завершалось песенкой: «Всегда у тех, кто трудится, мечта любая сбудется, ведь сила есть волшебная в труде».

Все герои водевиля – от Димкиного приятеля Петьки (Таисия Цыганок) и младшей Васиной сестры Гали, до дедушки профессора и учительницы Анны Николаевны (Магда Лукашевич) – моментально присоединялись к фантазийным приключениям Димки. Молодой Олег Анофриев, принявший участие в большинстве музыкальных номеров спектакля, впоследствии вспоминал, что роль Васи дала ему настоящий старт в профессии.

В спектакле играли даже вещи: то стул, на который пытались сесть, стремительно отъезжал назад, то дверь подталкивала и стучала по спине входящего, то табурет для фортепьяно сам выкатывался из соседней комнаты. Критики отмечали яркое игровое начало в «Димке-невидимке». Кто-то даже писал о нем, как о «шутке» начинающего режиссера. Однако Наталья Крымова увидела в спектакле разрушение «педагогически-дидактических штампов Детского Театра».

Спектакль неоднократно обсуждался со зрителями. За его судьбу опасались: «… Не придется ли резвому первенцу Олега Ефремова держать ответ за свои проказы?» – спрашивала Инна Соловьева в журнале «Театр». В середине 1950-х упреки в формалистических приемах звучали почти так же часто, как и в совсем недавнем прошлом – при жизни Сталина.

Иногда в прессе высказывались мнения, что пьеса антипедагогична и безыдейна. Московским учителем Татьяной Зепаловой в «Учительской газете» критиковался шаржированный образ учительницы, особенно ее «неподобающие белые босоножки». Сейчас трудно себе представить, что даже яркое оформление спектакля художника Бориса Кноблока вызывало у Инны Соловьевой недоумение: как у советского школьника может быть комната с разноцветными стенами и вещами, живущими своей жизнью? Но если детский спектакль лишить яркой и увлекательной формы, он станет скучным и назидательным. Ведь театр – это занимательное, веселое, увлекательное, новаторское дело, и на сцене просто необходим элемент неожиданности, удивления и новизны. Тем более, что в спектакле показан мир детских представлений, переживаний, фантазий, веры в чудеса и превращения. И хотя по сюжету Димку «перевоспитывают», взрослые на сцене ЦДТ не резонерствуют, они дают возможность ребенку на собственном опыте понять, что, надев кепку-невидимку, не исправишь свои ошибки – ведь нельзя надеяться только на чудо.

Водевильная форма, яркое необычное оформление, живые характеры, юмор – такого веселого музыкального театрального представления для ребят Москва еще не знала. Актеры в нем действовали строго по заветам К.С.Станиславского: «Для детей нужно играть так же, как и для взрослых, только гораздо лучше, тоньше, культурнее и совершеннее». Ефремов никогда больше не ставил детских спектаклей и водевилей. Но его первенец «Димка –невидимка» даже стал спектаклем-долгожителем, пережив два возобновления – в 1970 и 1988 годах. Так Димку успели сыграть Людмила Гнилова и Татьяна Веселкина.

p.s. В телепередаче «Острова. Вадим Коростылев» можно увидеть несколько отрывков из спектакля «Димка-невидимка» 1955 года.

Ксения Князева

Фото из архива РАМТа

 

наверх