Газета выпускается Пресс-клубом РАМТа



«А что там, за горизонтом?»

Спектакль «Деревня и я» в Черной комнате РАМТа

21.02.2024

Спектакль, о котором пойдет речь, родился на рамтовской лаборатории 2019 года, посвященной поиску новых форм коммуникации театра с современными детьми и подростками. Одними из ее успешных участников стали режиссер Дмитрий Крестьянкин и драматург Элина Петрова, которые совершили творческую экспедицию по малонаселенным деревням и селам России и собрали для своего будущего документального спектакля рассказы местных подростков об их жизни. На их основе был создан вербатим «Деревня и я» первый спектакль такого формата в РАМТе.

В постановке Молодежного истории подростков рассказаны артистами Нелли Уваровой и Сергеем Печенкиным. Их неброская одежда – толстовки и темные джинсы – будто бы делает героев абсолютно похожими друг на друга. Отличают их лишь небольшие детали: то наушники, то кепка, козырек которой подминается на хулиганский манер, то банка с водой, в которой мальчик «ловит» рыбу — нехитрые особенности костюма и реквизита.

Официально художника в спектакле нет, однако пространство отлично решено самим режиссером: в проемы окон Черной комнаты проецируются видеокадры деревень и сел, откуда родом герои, а также названия населенных пунктов, количество жителей и расстояние до Москвы, что также подчеркивает документальность постановки.

Из мебели – лишь белый пластиковый стол и раскладные стулья, но они не несут смысловой нагрузки. Главное здесь – текст. Ответы на оставшиеся «за кадром» вопросы, о содержании которых легко догадываешься по тексту: «Где ты был, кроме своего дома?», «Нравится ли тебе место, где ты живешь?», «Хочешь ли уехать отсюда?».

На последний большинство чаще всего отвечает «да»: хочется посмотреть мир, в родное же село приезжать в гости. «Иногда мне кажется, что, если в стране начнется война, мы никогда об этом не узнаем», – рассказывает один из жителей умирающего села Глазок Тамбовской области – места, которое все время погружено в туман и которое к вечеру освещает лишь одна электрическая лампочка. «А что там, за горизонтом?» – мечтательно спрашивает одна из героинь, чья деревня отделена от остального мира так, что, кажется, не существует ничего за пределами нескольких улиц, на которых ты вырос.

Но есть среди них и те, кто боится в больших городах затеряться. В словах этих молодых людей, у которых, казалось бы, вся жизнь впереди, звучит страшное для начинающих жить смирение: «Мы здесь родились, нам так суждено». Уже в 14 лет они для себя решили, что вырваться дальше ближайшего крупного города шансов нет.

Поразительно по-взрослому размышляют эти еще фактически дети: одна девочка удивляется, зачем их заставляют на уроках музыки петь гимн, ведь патриотизм – это про тихую любовь к Родине. А парень, которому, как и его отцу, пророчат будущее на зоне, читал Библию в телефоне, и там ему запомнилась фраза «Любите друг друга всей душой». Прочтя ее, он не смог ударить сестру, когда она его об этом попросила: вспомнил цитату, ставшую для него нравственным ориентиром.

Характерный признак героев спектакля – боязнь тишины. Когда у одной из рассказчиц однажды сломались наушники, она страшно испугалась жуткого безмолвия, в котором ничего не происходит и где ты остаешься со своими мыслями один на один. Мальчик из села Глазок вечерами включает плеер, чтобы не обращать внимания на густую пелену за окном. Возможно, именно поэтому в спектакле так много музыки. Между историями мы слышим любимые песни ребят. Треки «Горы по колено» Макса Коржа и «Реинкарнация» TARA202 усиливают тяжелое впечатление от звучащего текста. Лишь Муслим Магомаев, один из любимых исполнителей мальчика из Взвада, явно не вписывается в картину и проливает какую-то новую краску на собирательный портрет поколения современных подростков из российской глубинки.

В каждом из монологов актеры стараются сохранить особенности речи и поведения ребят: кто-то из них уверенно говорит «правильными» книжными фразами о городе как о «месте обширных возможностей, которых нет в деревне», кто-то старательно произносит «Санкт-Петербург», путаясь в буквах, кто-то рассказывает о поездках за шаурмой в Выксу, одергиваемый подружкой: мол, что подумают о нас приехавшие из «самой Москвы».

Голоса взрослых, присутствующие в спектакле, дополняют картину непростого взросления наших героев: одни дежурно благодарят за проявленный интерес к мальчику Никите, у которого нет друзей, другие удивляются «непедагогическим решениям» дать слово не олимпиадникам и отличникам, а «отбитому» 9 «Б», который только «оторвать и выбросить».

Пару раз актеры обращаются к зрительному залу, с охотой отвечающему на их вопросы. Возможно, концепт прямого диалога со зрителем выбран не спроста. В документальном и социальном театре, которым занимается Дмитрий Крестьянкин, дистанция между людьми максимально близка. А острые социальные проблемы важно проговаривать публично, и это, по мнению режиссера, одна из задач театра. Именно о ней он упоминает, формулируя миссию спектакля: «В "Деревне и я" самое важное – это сделать мир деревенских детей видимым для столичного зрителя, познакомить столицу и деревню. Люди живут в 100 километрах от Москвы и в ней никогда не были. У них иногда нет газа и туалета в доме, но они тоже мечтают, переживают, любят».

Что отличает этот спектакль от других, так это видимые результаты, выходящие за рамки постановки. Проект «Деревня и я» позволяет время от времени привозить детей из сел и деревень, представленных в спектакле, в Москву: сводить их в театр, на Красную площадь. Так искусство напрямую влияет на действительность, приоткрывает завесу того самого горизонта, заглянуть за который мечтает одна из героинь рамтовского вербатима.

Анна Сливко

Фото Марии Моисеевой

 

 

наверх