Выпуск № 8
Октябрь-Ноябрь 2010 г.
ЗАКУЛИСЬЕ
Театр начинается с... билетера
   
 

«Театр начинается с вешалки» – это изречение, приписываемое Константину Сергеевичу Станиславскому, мы позволим себе перефразировать. «Театр начинается с билетера» – будет более точным. Ведь когда мы приходим в театр, первыми нас встречают именно они! Об этой профессии и пойдет сегодня речь. А расскажут нам о ней молодые билетеры РАМТа Яна Ленкова и Надежда Панкова.

Для начала разберемся в терминологии. «Контролеры билетов» – так люди этой профессии называются правильно. Но в обиходе их принято называть билетерами или капельдинерами. При этом, если вы думаете, что единственная обязанность контролера – это проверка билетов, то глубоко ошибаетесь. В его функции входит подготовка зала к спектаклю, встреча зрителей при входе в театр, продажа программок, рассаживание их в зале и даже консультирование по поводу репертуара.

На страже  РАМТа

«Ворота» театра

Вы хотите стоять на страже высокого искусства? Тогда вам в контролеры билетов. Ведь они превращаются в «стражников» каждый день, когда в театре идет спектакль. У них нет щитов и копий, но они добросовестно стоят на «воротах» РАМТа. «Воротами» называется тот вход в театр, где у зрителей проверяют билеты.

Казалось бы, что за мелочь – проверить у человека маленький бумажный квиток? Однако, не все так просто. Сложности проверки театральных билетов реально существуют.

Руслан Шарахутдинов – «на страже»: «С цветами? Точно к нам»

Во-первых, жизнь билетерам РАМТа существенно осложняет соседство Большого театра. Поскольку Большой переживает длительный ремонт, и спектакли идут на новой сцене, находящейся в соседнем здании, многие его зрители зачастую не доходят до нее и заходят в РАМТ, искренне полагая, что это и есть конечный пункт их прибытия. Здесь основная задача контролеров билетов – вовремя заметить такого зрителя и «наставить его на путь истинный». В общении со зрителями Большого билетерам часто пригождается знание иностранного языка. «Go out, to left and to the next building», – таким образом они объясняют иностранцам, как пройти в Большой театр.

Более того, в РАМТ по ошибке приходят не только зрители Большого, но и Малого театра и даже ТЮЗа, хотя он и находится в совершенно другом месте города.

Билеты других театров принципиально отличаются от РАМТовских. Но когда они распечатаны из Интернета, отличить их сложнее. И если билетер отрывает корешки «на автомате», не вчитываясь, да еще и названия спектаклей в этот день похожи (например, состоят из слов, одинаковых по длине) то зритель рискует попасть не на тот спектакль. Вся надежда на бдительность контролера.

Случалось, что в РАМТ приходили зрители с РАМТовскими билетами, у которых были оторваны корешки. На вопрос: «Где вы уже прошли контроль?» – люди отвечали: «Мы в Большой случайно попали. Они вам просили передать, что вы тоже так отрываете…».

Стало быть, главная задача стоящих на «воротах», – внимательно проверять на билетах дату и время, название спектакля и театра.

Администратор зала Елена Яворская сегодня тоже на ответственном посту

Бывает, что в РАМТе идут два одинаковых детских спектакля в один день – в 11 и 14 часов и зрители приходят на спектакль не в свое время. И если билет оказался «просрочен», то таких зрителей капельдинеры отправляют к администратору и, если бывает возможность, тот сажает их на свободные места.

На «воротах» билетеры дежурят с момента запуска людей в театр и до последнего зрителя. Вместе с охраной они проверяют состояние нижнего фойе и закрывают театр на ночь.

Театральный «разгон»

«Разгон» - самое бойкое место

Ну а мы поднимаемся на следующий ответственный пост, который называется  «разгон». Это площадка в середине центральной лестницы РАМТа, где продаются программки и другая печатная продукция. Этот пост не минует ни один посетитель театра – так как он находится на пути из гардероба в верхнее зрительское фойе. И так же, как и на «воротах», здесь дежурят два капельдинера.

– Пожалуй, это самая сложная «точка» в нашей работе, – рассказывает Надежда. – Потому что люди постоянно подходят, спрашивают, где что в театре находится, как и куда пройти, сколько стоит программка.

На «разгоне»

Бывает, что на «разгоне» остается всего один билетер – допустим, напарник ушел выключить свет в фойе после второго звонка (тоже обязанность капельдинеров на «разгоне» прим. ред.). И все зрители устремляются на тебя толпой, их становится очень много! В это время самое главное – не растеряться и быстро всем ответить.

– Некоторые пытаются взять контролера билетов «на измор», – говорит Яна. – Пока ты отвечаешь кому-нибудь одному, тебя дергают за рукав, хлопают по плечу и твердят: «Девушка, девушка!» Тут важно не потерять такт и уделить внимание всем.

После третьего звонка билетеры на «разгоне» собирают программки, афиши и журналы и спускаются вниз, где встречают опоздавших зрителей и провожают их в зал.

После третьего звонка «разгон» встречает опоздавших

– Как правило, в партер опоздавших мы уже не пускаем, – рассказывает Яна. –Иногда люди опаздывают на 15–20 минут, а у них билеты, допустим, в середину четвертого ряда партера. Провести их на эти места, подняв половину ряда, как минимум, проблематично, а как максимум, просто некрасиво и неуважительно по отношению к актерам. А бывают спектакли, где партер – игровой, актеры стоят в кулуарах, и мы не можем вести зрителей мимо артистов. Поэтому обычно мы рассаживаем таких зрителей на свободные места бельэтажа и балкона. А в антракте они проходят на свои места.

При этом в случае возникновения конфликта (многие опоздавшие настойчиво требуют посадить их на места согласно билетам) капельдинер должен найти соответствующие слова, чтобы мирно и компромиссно разрешить ситуацию.

В конце спектакля, когда артисты выходят на поклон, два билетера подходят к сцене и до определенного момента не пускают к ней зрителей, желающих преподнести актерам цветы и подарки. Почему?

– Поклон – это тоже часть спектакля, – говорит Надежда. – Нужно вовремя выйти с цветами, чтобы не сорвать эту последнюю часть, чтобы все прошло красиво. Бывает, мы репетируем «выход на цветы», а иногда действуем по сигналу помощника режиссера.

На детских спектаклях, когда маленькие зрители поднимаются с цветами на сцену, важно следить за тем, чтобы дети не угодили в оркестровую яму, если она «играет» в спектакле. На спектакле «Чисто английское привидение» контролер билетов даже выходит на сцену вместе с маленькими зрителями, за руку проводит их к актерам, а потом – уводит обратно.

Когда спектакль завершается, дежурные на «разгоне» сопровождают зрителей, спускающихся в нижнее фойе, следят за тем, чтобы никто не поднялся обратно в верхней одежде.

– Бывает, что, одевшись, люди бегут наверх, чтобы купить в ларьке книгу или забрать забытую в зале вещь, – рассказывает Яна. – У нас частенько забывают зонты, мобильные телефоны, смартфоны, фотоаппараты. Однажды на бельэтаже оставили ноутбук! Если хозяин сразу не находится, относим забытые вещи к администратору.

«Семеро смелых»

Предварительное расписание дежурства капельдинеров на спектакле. К началу сезона еще не все вернулись из отпуск и на «Эрасте Фандрорине» справляются вшестером

Сегодня в РАМТе служат 15 контролеров билетов. Конечно, на спектакль они выходят не полным составом. Если представление идет на Маленькой сцене, для его сопровождения достаточно четырех-пяти человек. Если на Большой – то одиннадцати. Футбольная команда, да и только! Двое – на «воротах», двое – на «разгоне»… А что же делают еще семь человек?

Остальные капельдинеры дежурят в зале: трое в партере и по двое на бельэтаже и первом ярусе балкона – по одному человеку на каждой двери.

 

Елена Андреева дежурит на правой стороне бельэтажа. Но до приглашения в зал она работает в нижнем фойе, отвечает на вопросы зрителей, подсказывает, куда нужно будет пройти с билетом, продает программки

До первого звонка эти билетеры дежурят в фойе и их задача – объяснить, где находится партер, бельэтаж или балкон, с какой стороны лучше войти в зал. А потом переместиться на свое рабочее место, указать нужный ряд, продать программку, рассадить зрителей по местам. Если случаются накладки и встречаются дублирующиеся билеты, то билетер должен пригласить дежурного администратора, а тот пересадить людей на свободные, но равнозначные места.

Контролер билетов должен быть также готов ответить зрителям на вопросы о репертуаре театра.

– К нам часто подходят люди и говорят, что им понравился какой-то спектакль, спрашивают, что еще можно посмотреть в РАМТе, например, этого же жанра, – рассказывает Яна. – Если человеку понравился «Эраст Фандорин», советуем ему «Инь и Ян» – тоже детектив по Борису Акунину. А если зритель в восторге от «Алых парусов», рекомендуем другой спектакль мелодраматического характера – «Таня». Он очень нравится девушкам. Многие подходят к нам говорят: «А мы вас помним! Вы нам посоветовали и мы пришли». С некоторыми зрителями общаемся уже, как с друзьями.

Юлия Аксенова рассаживает зрителей на левой стороне бельэтажа

Капельдинер также поддерживает в зале дисциплину: смотрит, чтобы зрители не фотографировали и не записывали постановку на видео, не ели, не разговаривали и не нарушали тишину, не портили и не пачкали кресел (встречаются такие «театралы», которые проходят к своему месту не по проходу, а перешагивая через ряды и наступая на сидения ногами).

Включать и выключать свет в фойе и кулуарах – тоже в обязанностях билетеров

Перед тем, как закрыть зал после спектакля, билетеры проверяют его состояние. Одна из главных бед, с которыми приходится сталкиваться, – жевательные резинки.

– Если к креслам прилеплена жвачка, мы «вооружаемся» строительным мастерком и отскребаем ее, – говорит Надя. – А еще у нас есть тряпочки, которыми мы протираем кресла от пыли. Если обнаруживаем поломки, сообщаем администратору, а он, в свою очередь, извещает мебельщиков и другие цеха. У охраны есть журнал неполадок, где фиксируются все неисправности. На следующий день дежурные ремонтники просматривают его и устраняют неполадки.

Контроль за поведением зрителей – тема отдельная. Девчонки рассказывают, что встречаются и случаи, когда в зал проносят алкогольные напитки, грубят, ведут себя непочтительно даже во время спектакля. И все же они считают, что театр обладает огромной перевоспитывающей силой.

– Однажды на спектакль «Принц и нищий», – рассказывает Яна, – пришли школьники. Смотрю на трех ребят и думаю: с этими точно будут проблемы – сели отдельно, наверняка будут болтать, есть. В итоге весь класс шуршал шоколадками, а эта троица восторженно смотрела спектакль, громадными от восхищения глазами.

А бывали случаи, когда на постановку «А зори здесь тихие…» приходила молодежь, которая до спектакля вела себя вызывающе, а уходила со слезами на глазах. А после «Сотворившей чудо» плачут многие – и школьники, и женщины, и даже мужчины.

На «воротах», «разгоне» и в зале билетеры дежурят по очереди – по расписанию. То есть постоянные посты ни за кем не закреплены. Но ребята иногда меняются друг с другом. Например, если кто-то любит какой-то конкретный спектакль, ему дают возможность поработать в зале. А кому-то, к примеру, нужно подготовиться к завтрашнему экзамену (многие капельдинеры РАМТа – студенты). Тогда ему лучше подежурить на «воротах» – здесь во время спектакля можно почитать лекции.

Билетер – работа временная…

Билетеры – ответственные за все двери, через которые проходят зрители. Главное перед дежурством не забыть разобрать ключи

Рабочий день билетера начинается за полтора часа до спектакля. Капельдинеры проверяют свои рабочие места, в случае необходимости вешают номерки на сидения (если спектакль идет в малом формате и зрители сидят на скамейках или стульях), отмечают в программках играющий сегодня состав и переодеваются в рабочую одежду – белый верх, темный низ и зеленый жилет с бейджиком на груди. За полчаса до начала спектакля в театре зажигают люстры, все занимают свои места и начинается запуск зрителей.

График работы билетеров бывает весьма напряженным. Например, во время школьных каникул приезжают в театр к 10 утра и уходят в половине одиннадцатого вечера. Уйти в отпуск всей службой тоже невозможно – даже летом, когда труппа РАМТа в отпуске. В это время на нашей сцене идут спектакли гастролирующих театров и проходят Балетные сезоны.

За 45 минут до спектакля нужно быть уже в форме и хорошем настроении. Яна Ленкова сегодня на «разгоне»

Служба капельдинеров – место, где вопрос текучки кадров стоит наиболее остро. И не потому, что работа трудна – все ребята любят театр и привязываются к нему. Дело в том, что основная масса билетеров РАМТа – это студенты. И для них эта работа – временная. Надежда заканчивает обучение в Московской медицинской академии им. Сеченова и планирует работать по специальности – провизором. Яна училась на юриста, но поняла, что это не ее, и сейчас хочет попробовать себя в какой-нибудь другой сфере. Поэтому, рано или поздно, элегантные билетерские жилеты девушек и молодых людей сменят своих хозяев. Может быть, дорогие читатели, они предназначены для вас?

… но стать билетером не так-то просто

Главный администратор театра Анна Красник

Но так ли легко попасть в службу капельдинеров РАМТа? Какие требования предъявляются к кандидатам на должность контролера билетов? С этими вопросами мы обратились к главному администратору театра Анне Красник:

– Билетер должен быть вежливым, терпимым, неконфликтным, стрессоустойчивым, иметь опрятный внешний вид, –  рассказала нам Анна. – Когда я принимаю его на работу, провожу небольшое собеседование – задаю самые простые вопросы о жизни. Как правило, сразу видно, что человек из себя представляет. Если он ведет себя нахально у меня в кабинете, то зрителям будет откровенно хамить. С другой стороны, если человек заторможенный – это тоже плохо. Очень боимся театральных фанаток. Часто принимаем на работу по рекомендациям – больше вероятности, что человек окажется надежным.
Прежде, чем стать билетером в полном смысле этого слова, кандидат должен пройти двухмесячный испытательный срок. Как правило, большинству это удается. Некоторым – даже очень. Был, например, случай, когда молодой билетер не пустил в зал директора РАМТа, который не предъявил ему ни билет, ни пригласительный.
А вот если человек регулярно прогуливает часы работы, постоянно опаздывает и совершает другие грубые нарушения рабочего распорядка, в рядах билетеров РАМТа он вряд ли задержится.

Вернемся же в заключении к знаменитому «Театр начинается с вешалки» и сообщим еще один интересный факт. Гардеробщики РАМТа также относятся к службе капельдинеров. И потому наше первоначальное утверждение оказывается верным вдвойне. Билетеры – люди, встречающие зрителя самыми первыми. Они проверяют ваши билеты, предлагают вам раздеться, взять бинокль и даже поставить принесенные вами цветы в воду, чтобы во время спектакля они не завяли. Они помогают вам сориентироваться в театре, найти свои места, и… самыми последними провожают вас домой. Их служба – одна из самых ответственных и нужных, они – лицо РАМТа. И потому не только театр, но и каждый, пришедший на работу капельдинером, должен понимать всю ответственность, которую он берет за себя, надевая элегантную зеленую жилетку с  бейджиком на груди.

Сергей Смирнов