«Важнее политики для меня, как и для Аверченко, дружба, любовь и человеческие отношения»
Сергей Алдонин о премьере своего спектакля в РАМТе
14.04.2015
1 апреля в РАМТе состоялась премьера «Подходцев и двое других» по одноименной повести Аркадия Аверченко. Ее герои – бесшабашные молодые люди, ищущие приключений, но страшно боящиеся потерять личную свободу и крепкую мужскую дружбу. Это вторая комедия Сергея Алдонина в РАМТе. В 2000-м выпускник мастерской Марка Захарова в ГИТИСе поставил на этой сцене свой первый спектакль – «Севильский цирюльник». И вот 15 лет спустя возвращается на эту сцену уже в качестве маститого режиссера.
– Когда мы с Алексеем Владимировичем обсуждали, что я буду ставить, рассматривали несколько вариантов, в том числе и Шекспира. Бородин настоял на Аверченко и оказался прав. Сегодня это очень правильное произведение о настоящих человеческих отношениях, которые испарились в наше время. А еще история «Подходцева» очень похожа на нашу жизнь, потому что с исполнителями главных ролей Ильей Исаевым, Петром Красиловым, и Степаном Морозовым мы дружим уже около 15 лет, и эта история во многом о нас.
– В чем сложность работы с друзьями? Сказывается ли это на процессе репетиций?
– Сказывается. Когда понимаешь, что играть в то, как ты живешь, очень сложно. Все-таки работа должна быть отдельно, а жизнь – отдельно. Мы долго так и жили: дружили и не работали вместе. Но теперь собрались в этом спектакле в этом театре. И нам пришлось придумывать ключи к игре в нашу молодость.
– Хоть в этой повести и нет политики в чистом виде, Аверченко уделял ей большое внимание в жизни и творчестве. А насколько важна тема политики в спектакле?
– Ни на сколько. Но политика – это часть жизни, мы ведь не можем жить отдельно от государства, поэтому в спектакле, конечно, она присутствует. Но важнее политики для меня, как и для Аверченко, дружба, любовь и человеческие отношения. Это был человек, которого выкинули из страны, несмотря на то, что он был одним из любимых авторов Ленина. Но для него, видимо, было важнее другое – он потерял друзей, уехав из-за политики, не смог жить за границей и очень быстро умер. Думаю, от тоски! Так что прежде чем бежать из своей страны в поисках лучшей жизни, надо серьезно обдумать и проанализировать опыт предшественников!
– Вы – режиссер синтетического театра, любите соединять несоединимое: привносить киношные элементы в театр и наоборот. Что нетеатральное есть в этом спектакле?
– Эта повесть, как и этот спектакль весь, как кино. Ведь и жизнь наша стала, как кино: мы куда-то мчимся, везде опаздываем, не договариваем нужных слов. Мы существуем в сокращенных мизансценах. Похоже поставлен и спектакль. В нем все идет отдельными миниатюрами – приключениями. С той лишь разницей, что герои Аверченко понимают, что жизнь на этой земле у них одна, и смысл ее не в деньгах, карьере и подобострастии.
– Все ли в спектакле Вам удалось, что планировали?
– Да, актеры все проживают правильно. Единственное, им нужно время, чтобы разыграться, спектаклей десять. Три часа комедии, не уходя со сцены, играть очень тяжело: они не успевают ни переодеться, ни передохнуть. И в финале еще нужно оставить силы на трагедию! Но это техника, которую эти прекрасные актеры в состоянии наработать.
– Какого зрителя ждете?
– Все мои спектакли в первую очередь для молодежи, но, конечно, на них приходят и взрослые. Я считаю, что все бессмысленно, если не учитывать молодежь, которой нужно строить что-то дальше. Лучше, чем мы, чем наши папы и мамы.
– Спектакль выходит, у него начинается самостоятельная жизнь. Вы будете следить за ним?
– Всегда. Этим и отличаюсь. Все мои актеры знают, что пока спектакли идут, я всегда слежу за их качеством.
– Знаете уже, чем будете заниматься дальше?
– Конечно. У меня будут продолжаться съемки многосерийного фильма «Люся Гурченко», в котором, кстати, снимается много рамтовских актеров: и Илья Исаев, и Рамиля Искандер, и Татьяна Матюхова, и Дарья Семенова. А потом в планах – «Вий», спектакль по Гоголю.
– В Вашей Мастерской?
– Может, и в РАМТе.
– А есть уже конкретные актеры, которых хотели бы задействовать?
– В РАМТе такой богатый коллектив актеров, есть из кого выбрать. Достоинство Алексея Владимировича Бородина в том, что он собрал лучшую театральную труппу на сегодняшний день. В этом театре можно ставить любое произведение из мирового репертуара, и с этими актерами можно снять кино любого жанра. С ними можно идти в бой.
Мария Четырина
Фото Сергея Петрова
Оставьте комментарий
- ВКонтакте