Газета выпускается Пресс-клубом РАМТа



О том, как Владимир Богатырев замахнулся на цивилизацию

В РАМТе готовится премьера по Мартену Пажу

27.09. 2012

Герой этой истории молодой человек, обладающий глубокими познаниями в науках, интересующийся и ищущий решения для вряд ли разрешимых задач. Он не ходит в фитнес-клубы, не водит автомобиль, не является футбольным болельщиком, не имеет постоянного заработка. Странно, да? А еще он беспокоится о состоянии экологии, о том, кто и на каких условиях шьет одежду, которую он покупает в магазине, и о том, что если люди не одумаются, планета проживет не долго. Но однажды Антуан решил сбросить с себя все эти заботы и стать как все, идиотом. Его историю расскажет Владимир Александрович Богатырев в своем новом спектакле, репетиции которого вышли на завершающий этап.

Владимир Александрович, почему Вы решили ставить спектакль по книге Мартена Пажа «Как я стал идиотом»? Что Вас привлекло в ней?

– Материал выбираешь, когда он совпадает с тем, что тебя волнует и с тем, о чем хочется сказать. Я прочел этот текст лет пять назад, и мысль поставить спектакль пришла сразу же. Мы хотели его сделать со студентами Алексея Владимировича Бородина в ГИТИСе. Я написал инсценировку, но спектакль поставить не успели. А когда прошло несколько лет, и студенты стали актерами нашего театра, мы снова вернулись к этой идее.

В книге есть фраза «Путешествие в глупость непременно превратится в гимн уму»? Можно ли то же самое сказать о Вашем спектакле?

– В общем, ради этого и взят данный материал.

- Что Вы хотите сказать аудитории через главного героя Антуана, который благодаря своему уму и чувству ответственности за все происходящее оказался настолько одиноким и несчастным, что решил стать, как все?

– Во-первых, что надо быть умным и ценить ум. Но главное – надо оставаться самим собой несмотря ни на что, не изменять самому себе и стараться быть сознательным человеком. Сегодня ум не в чести у определенной части населения, он как-то потерял свою значимость и свой вес. Люди предпочитают меньше думать, уходить от проблем, меньше на себя брать ответственности, они инфантильны и отдаются массовому искусству.
У Мартэна Пажа огромное количество тем высмеивается, он, в общем-то, замахнулся на цивилизацию, точнее, на уродства цивилизации, уродство нашего человеческого существования, которое соблазняется благами цивилизации. Мы теряем свое личностное и свое душевное, хотим быть похожими на кого-то, очень зависимы от того, что требует большинство вокруг. Такие, как Антуан, оказываются в меньшинстве, их даже в чем-то презирают, издеваются над ними или просто не признают. Хотя именно это меньшинство двигает прогресс и является зерном человечества. Недаром в спектакле есть сцены с Эйнштейнами, которые возвращают его обратно к самому себе. Чудаки оказываются гораздо умнее тех, кто вроде бы нормальные и умные, а на самом деле идиоты. В этом слове – перевертыш смысла.
Мы хотим попытаться предложить каждому заглянуть внутрь себя, понять, насколько они верны каким-то своим человеческим качествам, насколько им удается сопротивляться и не подчиняться массовости в искусстве, жизни. Все имеет право на существование, но может и превратиться в уродство: человек начинает быть маньяком футбола или фитнес-клуба. Мы становимся массой, которая этим живет, хотим быть похожими на всех, хотя каждый лист на дереве индивидуален. Как следствие – мы теряем свое лицо.

Какое будущее у людей, подобных Антуану, у так называемых «святых общества потребления»?

– Будущее их печально, как и настоящее. История, рассказанная Пажем, с одной стороны, прикольная и с юмором, но, с другой стороны, довольно драматическая, потому что мучительно трудно сметь и мочь противостоять тому, что исповедует большинство. Чудакам всегда было непросто. Взять хотя бы прекрасного математика Перельмана, отказавшегося от миллионов. В глазах большинства он чудак, если не идиот, потому что, как это так - он отказался от денег? Таких людей многие не понимают и не хотят понять. Но мы как раз ратуем за то, чтобы большинство поняло это меньшинство.

Что Вы будете обличать в спектакле? Какие стороны общества?

– Все, на что покушается автор: быстрое зарабатывание денег, бизнес. Мы стараемся отразить уродство цивилизации, уродливое, а не достойное использование ее благ.

В чем заключается это уродство?

– В том, что во главу угла становятся деньги, глупые страдания, массовая культура и то, что мы становимся рабами всего этого. Мы зависимы от работы, денег, от массовых интересов, субкультур, телепередач, сериалов, и из-за этого мы проживаем свою жизнь чаще всего бездумно. Мы не хотим развивать ум, ум душевный, я имею в виду. Ум дан всем, но не все его используют и развивают, обогащают. Отсюда низкая культура, низкая развитость человеческого сознания. При всей кажущейся простоте романа это очень глубокое произведение. Автор  вскрывает наше бытие.

В каком жанре будет спектакль? Комедия? Драма?

– Это своеобразный рассказ, который ведут в исландском баре «Гудмундсдоттир" друзья Антуана и он сам, разыгрывание историй, произошедших с ним. И в данном случае зрители выступят в роли посетителей этого бара.

Сложно воплощать на сцене это произведение?

– Во всяком случае, не просто. Потому что природа произведения непростая, она драмокомичная, стебная, как это мы иногда называем. Горький стеб, когда не должно быть только смешно и в то же время не должна быть одна назидательность, моралите, какой-то буквальный реализм, скучный и занудный, который не соответствует природе автора. Природа автора здесь именно стебная, комическая, но с драматическим содержанием.

С какими еще трудностями Вы  еще сталкиваетесь?

– Как реализовать природу чувств этого материала во всех отношениях: в художественном оформлении, в решении визуального ряда, внутреннего психологического ряда, в подборе музыки, которой здесь должно быть достаточно много, так как много разных тем и мотивов. Это также трудности переноса на сцену очень современного материала, неординарного, непростого, небанального, острого. Тут не должно быть камеди-клаба, не должно быть капустника или КВНа и, одновременно, это не должна быть психологическая драма.

На каком вы сейчас этапе?

– Я бы сказал мы прошли ¾ пути, за середину. Спектакль явно не на выпуске. Мы только приближаемся к прогону и декорации только запущены в производство.

На кого рассчитан спектакль?

– Конечно, хочется, чтобы это была молодежь, начиная со старших классов и студенчества. Мартэн Паж довольно интеллектуален, язык его иногда не совсем прост. Это кажется, что он такой примитивный. Поэтому предполагается публика умная. Хотя, конечно, спектакль для всех.

Как Вы думаете, много будет тех, кто узнает в нем себя?

– Как правило, люди не очень хотят себя узнавать. Кто-то узнает, а кто-то будет отвергать. Материал в этом плане довольно опасный. Бывает, что простая, понятная всем история не затрагивает моего личного начала и не заставляет меня пересмотреть какие-то позиции. А тут есть покушение на взгляды, что может вызвать сопротивление.

Заканчивается спектакль положительно?

– Очень положительно. Мы ратуем за то, что всегда надо верить себе, не протухать. Наша история – это еще и история обретения себя, история роста и мужественности. На определенном этапе мы не выдерживаем трудностей, нам кажется, что нас никто не понимает, мы одиноки, а значит, нужно быть, как все, нужно подстраиваться. Но когда человек преодолевает себя и проявляет определенное мужество, чтобы утвердить себя, то он поднимается на другую ступень и растет. Рост человека не может быть без трудностей и мук, без которых ничего не делается. Поэтому трудный путь Антуана – путь к становлению его как личности. Мы предлагаем это и зрителю: если вам столь же одиноко и печально, то попробуйте проявить мужество и преодолеть свое страдание, зато потом вам будет легче.

Анна Емельянова

 

 

наверх