О том, как Владимир Богатырев замахнулся на цивилизацию
В РАМТе готовится премьера по Мартену Пажу
27.09. 2012
Герой этой истории – молодой человек, обладающий глубокими познаниями в науках, интересующийся и ищущий решения для вряд ли разрешимых задач. Он не ходит в фитнес-клубы, не водит автомобиль, не является футбольным болельщиком, не имеет постоянного заработка. Странно, да? А еще он беспокоится о состоянии экологии, о том, кто и на каких условиях шьет одежду, которую он покупает в магазине, и о том, что если люди не одумаются, планета проживет не долго. Но однажды Антуан решил сбросить с себя все эти заботы и стать как все, идиотом. Его историю расскажет Владимир Александрович Богатырев в своем новом спектакле, репетиции которого вышли на завершающий этап.
– Владимир Александрович, почему Вы решили ставить спектакль по книге Мартена Пажа «Как я стал идиотом»? Что Вас привлекло в ней?
– Материал выбираешь, когда он совпадает с тем, что тебя волнует и с тем, о чем хочется сказать. Я прочел этот текст лет пять назад, и мысль поставить спектакль пришла сразу же. Мы хотели его сделать со студентами Алексея Владимировича Бородина в ГИТИСе. Я написал инсценировку, но спектакль поставить не успели. А когда прошло несколько лет, и студенты стали актерами нашего театра, мы снова вернулись к этой идее.
– В книге есть фраза «Путешествие в глупость непременно превратится в гимн уму»? Можно ли то же самое сказать о Вашем спектакле?
– В общем, ради этого и взят данный материал.
- Что Вы хотите сказать аудитории через главного героя Антуана, который благодаря своему уму и чувству ответственности за все происходящее оказался настолько одиноким и несчастным, что решил стать, как все?
– Во-первых, что надо быть умным и ценить ум. Но главное – надо оставаться самим собой несмотря ни на что, не изменять самому себе и стараться быть сознательным человеком. Сегодня ум не в чести у определенной части населения, он как-то потерял свою значимость и свой вес. Люди предпочитают меньше думать, уходить от проблем, меньше на себя брать ответственности, они инфантильны и отдаются массовому искусству.
У Мартэна Пажа огромное количество тем высмеивается, он, в общем-то, замахнулся на цивилизацию, точнее, на уродства цивилизации, уродство нашего человеческого существования, которое соблазняется благами цивилизации. Мы теряем свое личностное и свое душевное, хотим быть похожими на кого-то, очень зависимы от того, что требует большинство вокруг. Такие, как Антуан, оказываются в меньшинстве, их даже в чем-то презирают, издеваются над ними или просто не признают. Хотя именно это меньшинство двигает прогресс и является зерном человечества. Недаром в спектакле есть сцены с Эйнштейнами, которые возвращают его обратно к самому себе. Чудаки оказываются гораздо умнее тех, кто вроде бы нормальные и умные, а на самом деле идиоты. В этом слове – перевертыш смысла.
Мы хотим попытаться предложить каждому заглянуть внутрь себя, понять, насколько они верны каким-то своим человеческим качествам, насколько им удается сопротивляться и не подчиняться массовости в искусстве, жизни. Все имеет право на существование, но может и превратиться в уродство: человек начинает быть маньяком футбола или фитнес-клуба. Мы становимся массой, которая этим живет, хотим быть похожими на всех, хотя каждый лист на дереве индивидуален. Как следствие – мы теряем свое лицо.
– Какое будущее у людей, подобных Антуану, у так называемых «святых общества потребления»?
– Будущее их печально, как и настоящее. История, рассказанная Пажем, с одной стороны, прикольная и с юмором, но, с другой стороны, довольно драматическая, потому что мучительно трудно сметь и мочь противостоять тому, что исповедует большинство. Чудакам всегда было непросто. Взять хотя бы прекрасного математика Перельмана, отказавшегося от миллионов. В глазах большинства он чудак, если не идиот, потому что, как это так - он отказался от денег? Таких людей многие не понимают и не хотят понять. Но мы как раз ратуем за то, чтобы большинство поняло это меньшинство.
– Что Вы будете обличать в спектакле? Какие стороны общества?
– Все, на что покушается автор: быстрое зарабатывание денег, бизнес. Мы стараемся отразить уродство цивилизации, уродливое, а не достойное использование ее благ.
– В чем заключается это уродство?
– В том, что во главу угла становятся деньги, глупые страдания, массовая культура и то, что мы становимся рабами всего этого. Мы зависимы от работы, денег, от массовых интересов, субкультур, телепередач, сериалов, и из-за этого мы проживаем свою жизнь чаще всего бездумно. Мы не хотим развивать ум, ум душевный, я имею в виду. Ум дан всем, но не все его используют и развивают, обогащают. Отсюда низкая культура, низкая развитость человеческого сознания. При всей кажущейся простоте романа это очень глубокое произведение. Автор вскрывает наше бытие.
– В каком жанре будет спектакль? Комедия? Драма?
– Это своеобразный рассказ, который ведут в исландском баре «Гудмундсдоттир" друзья Антуана и он сам, разыгрывание историй, произошедших с ним. И в данном случае зрители выступят в роли посетителей этого бара.
– Сложно воплощать на сцене это произведение?
– Во всяком случае, не просто. Потому что природа произведения непростая, она драмокомичная, стебная, как это мы иногда называем. Горький стеб, когда не должно быть только смешно и в то же время не должна быть одна назидательность, моралите, какой-то буквальный реализм, скучный и занудный, который не соответствует природе автора. Природа автора здесь именно стебная, комическая, но с драматическим содержанием.
– С какими еще трудностями Вы еще сталкиваетесь?
– Как реализовать природу чувств этого материала во всех отношениях: в художественном оформлении, в решении визуального ряда, внутреннего психологического ряда, в подборе музыки, которой здесь должно быть достаточно много, так как много разных тем и мотивов. Это также трудности переноса на сцену очень современного материала, неординарного, непростого, небанального, острого. Тут не должно быть камеди-клаба, не должно быть капустника или КВНа и, одновременно, это не должна быть психологическая драма.
– На каком вы сейчас этапе?
– Я бы сказал мы прошли ¾ пути, за середину. Спектакль явно не на выпуске. Мы только приближаемся к прогону и декорации только запущены в производство.
– На кого рассчитан спектакль?
– Конечно, хочется, чтобы это была молодежь, начиная со старших классов и студенчества. Мартэн Паж довольно интеллектуален, язык его иногда не совсем прост. Это кажется, что он такой примитивный. Поэтому предполагается публика умная. Хотя, конечно, спектакль для всех.
– Как Вы думаете, много будет тех, кто узнает в нем себя?
– Как правило, люди не очень хотят себя узнавать. Кто-то узнает, а кто-то будет отвергать. Материал в этом плане довольно опасный. Бывает, что простая, понятная всем история не затрагивает моего личного начала и не заставляет меня пересмотреть какие-то позиции. А тут есть покушение на взгляды, что может вызвать сопротивление.
– Заканчивается спектакль положительно?
– Очень положительно. Мы ратуем за то, что всегда надо верить себе, не протухать. Наша история – это еще и история обретения себя, история роста и мужественности. На определенном этапе мы не выдерживаем трудностей, нам кажется, что нас никто не понимает, мы одиноки, а значит, нужно быть, как все, нужно подстраиваться. Но когда человек преодолевает себя и проявляет определенное мужество, чтобы утвердить себя, то он поднимается на другую ступень и растет. Рост человека не может быть без трудностей и мук, без которых ничего не делается. Поэтому трудный путь Антуана – путь к становлению его как личности. Мы предлагаем это и зрителю: если вам столь же одиноко и печально, то попробуйте проявить мужество и преодолеть свое страдание, зато потом вам будет легче.
Анна Емельянова