Газета выпускается Пресс-клубом РАМТа



«Ценность лаборатории – ее бескорыстность»

Итоговый показ Лаборатории новых форм в РАМТе

28.02.2020

Осенью 2019 года в РАМТе прошла Лаборатория по поиску новых форм коммуникации современного театра с детьми и подростками. Подав заявку и пройдя отборочный этап, режиссеры, драматурги, художники, композиторы и хореографы за месяц смогли создать в стенах театра эскизы, непохожие на спектакли, раннее ставившиеся в Молодежном театре. На лабораторию пришло около 200 заявок, лонг-лист насчитывал более двадцати работ различных жанров, среди которых можно было встретить такие форматы как эко-спектакль или вербатим. В программе итогового показа приняли участие пять эскизов – «Под люстрой», «Несказки», «Деревня и я», «Поиск свободы» и «Как перестать беспокоиться и начать жить».

«Под люстрой»

Аудио-путешествие по театру режиссера Ленары Гадельшиной и ее команды или «sound-travel сквозь века», как его называют сами создатели, стал эскизом, открывающим показ. При входе в фойе зрителям выдавали наушники – совсем не тот предмет, который принято использовать в театре, – тем самым давая понять: сегодня все будет иначе.
Следуя за голосом в динамиках и натыкаясь то тут, то там на предметы различных эпох, зрители смогли немного погрузиться в историю здания на Театральной площади. В своем путешествие от гардероба – ведь театр начинается с вешалки – до ложи парадиза (верхняя галерея в театре – прим. ред.) зрители услышали воспоминания Льва Дурова, Марии Кнебель, Анатолия Эфроса и поприсутствовали на концерте Сергея Рахманинова. Однако не стоит забывать, что представленный жанр требует от зрителя не меньше, чем от своего создателя: постановочная команда создала маршрут, актеры РАМТа записали аудио-проводник, но только воображение участников аудиоэкскурсии смогло превратить эскиз в полноценное путешествие сквозь века.

«Несказки»

Режиссер Михаил Плутахин представил предметный театр с элементами «живого кино». Первое, что замечает зритель в еще пустом зрительском фойе РАМТа – это белый экран, служащий задником сцены. Небольшой живой оркестр по левую сторону и стойки микрофонов по правую очерчивают границы сценического пространства. Эскиз начинается довольно неожиданно – актер в костюме раненного солдата медленно пересекает сцену под звуки падающих и разрывающихся снарядов. Он то замирает, прислушиваясь, то стоит, долго не решаясь сделать следующий шаг. Добравшись до микрофона, пытается что-то сказать, но слова его – только жуткая мешанина букв и слогов. Затем место солдата занимают двое – брутальный мужчина и откровенно одетая женщина. По внешнему облику пары зрители могут сделать вывод об их амбициях – жажде денег и славы. Подойдя к столу, герои начинают «играть руками» – рвать страницы книг, месить тесто, стучать молотком по столу – все это в режиме реального времени проецируется на экран, позволяя зрителям наблюдать происходящее одновременно в двух измерениях: на экране и в жизни. Падающее на стол золотое яйцо и шагающие куриные лапки наконец дают подсказку к происходящему, отсылая зрителей к русской народной сказке о Курочке Рябе и жадных старике и старухе. Их борьба за золотое яйцо похожа на борьбу за выживание и в итоге на войну, которая заканчивается гибелью обоих. Зрители наблюдают, как усопшие герои превращаются в землю, на которой вырастают дома и деревья – начинается новая жизнь. Позже на обсуждении художественный руководитель театра Алексей Бородин скажет, что смотрел этот эскиз совершенно завороженно.

«Деревня и я»

Работая над эскизом, драматург Элина Петрова и режиссер Дмитрий Крестьянкин посетили малонаселенные деревни Тверской, Калужской, Тамбовской, Нижегородской, Псковской и Воронежской областей, где поговорили с подростками старше 14 лет. Ответы участников и составили основу спектакля в жанре вербатим, прошедшего в Черной комнате. В этом пространстве нет ни кулис, ни задников, но они и не нужны: актеры, постоянно находятся на сцене, перевоплощаясь из подростков одной деревни в подростков другой, используя незатейливый реквизит– наушники, шапки, рюкзаки. В рассказах героев звучат порой совсем не детские мысли о настоящем патриотизме, долге перед семьей и ответственности за свое будущее. Различные, на первый взгляд, истории к концу эскиза начинают сплетаться в один сложный и глубокий, но общий рисунок о смерти русской провинции и безнадежности застрявших там детей, заставляя зрителей еще долго после просмотра испытывать сочувствие и обдумывать увиденное. Итог эскизу подведет Алексей Бородин: «Всех задела неожиданность деревенской темы, хотя в моей молодости ее было много. Но сегодня выясняется, что в этой работе многое можно найти. И не только их ровесникам, это урок для каждого из нас».

«Поиски свободы»

Темой эскиза стала реальная история Катерины Власовой и Дениса Муравьева, школьников из Пскова, убежавших из дома и покончивших с собой. Спектакль в постановке Татьяны Лариной был разделен на две части: сначала в фойе Маленькой сцены зрители слушали рассказ о произошедших событиях от имени очевидцев – родителей и друзей Катерины и Дениса, затем в пространстве самой сцены уже главные герои в исполнении актеров говорили со зрителями, имитируя трансляцию в periscope (приложение, позволяющее вести трансляции и рассказывать об окружающем мире в прямом эфире – прим.ред.).
Стоит отметить оформление пространства: на черных стенах висели карточки с цитатами, взятыми из обсуждения псковской истории в социальных сетях, среди которых были как сочувствующие, так и резко осуждающие. Здесь же на небольшом экране проигрывалась настоящая трансляция Кати и Дениса, проведенная ими за несколько часов до гибели, которую можно было послушать через наушники.
Актеры, играющие погибших школьников, старались завести диалог со зрителями, разрушив четвертую стену, однако им это не удалось. Зрители не были готовы дискутировать с исполнителями ролей ребят, судьбу которых изменить было уже невозможно.
При обсуждении эскиза был поднят вопрос об этической составляющей постановки – можно ли ставить спектакль о таком трагическом событии в интерактивном формате? Мнения многих участников показа сошлись: осознание реальности и необратимости разыгрываемых событий уничтожает возможность диалога между актерами и зрителями.

«Как перестать беспокоиться и начать жить»

Завершающим эскизом итогового показа стал спектакль Алексея Кокорина и Алексея Жеребцова в одном из наиболее необычных жанров – инстаграм-спектакля. За несколько дней до показа зарегистрированным зрителям предлагалось подписаться на страницы героев в Instagram, чтобы не только посмотреть их фотографии, но также оставить комментарий или написать личное письмо. Этой возможностью предлагалось воспользоваться и на протяжении спектакля, герои читали вслух новые комментарии и отвечали на них в течение всего эскиза. На события постановки это никак не влияло, но помогало зрителям погрузиться в историю. В ней рассказывается о четырех персонажах, реальная жизнь которых сравнивается с жизнью в сети. В каждом случае мы видим диссонанс: общительная и радостная в социальной сети Лика оказывается тихой и одинокой девочкой, «знаток женщин» из-за волнения не может подарить любимой девушке цветок, а за странноватым профилем Макара скрывается трагическая история гибели жены и дочери. Интересно, что действие спектакля происходит в детском саду, благодаря чему зрители понимают, что герои, как дети, пытались убежать от проблем в вымышленный мир вместо того, чтобы решать их наяву. Но их истории завершились не с окончанием спектакля, а только на следующий день, когда аккаунты героев были удалены – что означало конец побега от проблем и начало жизни в настоящем мире.

В завершении показа главный режиссер РАМТа Егор Перегудов, придумавший и курировавший лабораторию, отметил, что ее задачей не был сиюминутный результат, что это был процесс с результатом непредсказуемым, и он сам был сегодня удивлен тому, из чего может возникнуть театр: из текста о золотом яйце или взгляда подростков на жизнь. «Идея и ценность этой лаборатории – ее бескорыстность», – резюмировал Алексей Бородин. А попадет ли какая-то из идей в репертуар театра, поживем-увидим.

Варвара Дерезовская

 

 

наверх