Газета выпускается Пресс-клубом РАМТа



Как мы делали маски с художником Сергеем Якуниным

Завершилась просветительская программа к спектаклю «Зобеида»

21.12.2019

Услышав, что РАМТ затевает просветительскую программу к «Зобеиде», художник спектакля Сергей Якунин выпалил: «Нет-нет, выступать не буду, я не публичный человек!» Мир рушился – его мастер-класс должен был стать изюминкой всего проекта, – но он сразу же прибавил: «Единственное, что могу – провести мастер-класс по маске…» Так сошлись звезды. И – началось.

Сергея не просто не пришлось вызванивать и организовывать, он сам всех организовал. Сам купил скульптурный пластилин (потому что знал, где взять дешевле), прибегал, когда мог, в театр, чтобы «выбить» – буквально, молотком – болванки для будущих масок («я сам, я знаю как»). И даже сделал несколько готовых, чтобы показать, что в итоге должно получиться.

И вот в день мастер-класса он – а еще говорят, художники неорганизованные люди – заранее в театре. Помогает с расстановкой столов и стульев, советует, как лучше разместить их в пространстве, сам разливает в баночки клей. Заставляет первых пришедших делать «фунтики» – лепить для всех носы (чем страннее, тем лучше) – чтобы сэкономить время. По ходу рассказывает нам весь цикл предварительной подготовки.

Чтобы превратить пластилин в болванку (основу, которая придаст форму маске), при помощи молотка разминаем его «в стельку», затем тремя ударами выбиваем дыру-нос и дыры-глаза – вот и все заготовка. Дальше работаем только руками. Придаем «стельке» форму лица (как вы уже поняли, чем страннее, тем лучше). Обертывая вокруг пальца треугольную плоскую заготовку, вылепливаем нос (который может быть и длинным, и коротким, не хватило длины – делаем «картошку»). Соединяем. И заканчиваем формировать основу для маски – делаем открытый или закрытый рот, вырезаем при помощи деревянного стека (а у нас они самодельные, нарезанные Сергеем из ясеня) ноздри или вообще отрезаем нижнюю челюсть, чтобы маски были похожи на те, что играют в спектакле.

Это мы уже делаем все вместе – каждый человек или целая семья (а на одну маску приходили, как правило, родитель с одним или двумя детьми) создает новую, совершенно не похожую ни на кого индивидуальность. Создание маски похоже на сотворение человека, и в этом есть какой-то удивительный смысл. Но не отвлекаемся. Рассказываем, как.

На готовую форму сверху накладываем тонкий слой целлофана (можно использовать тоненькие пакетики для мусора, разрезав их предварительно на кусочки) – для того, чтобы пластилиновый жир не впитывался в бумагу, из которой будет сделана маска, ну и для того, чтобы ее после сушки было легко снять.

Крафт-бумагу – взятую большим цельным куском – сминаем, опускаем в ведро с водой, отжимаем. Он становится похожим на тряпку. Отрываем от него небольшие кусочки размером чуть меньше ладони и раскладываем вокруг болванки. Намазываем их клеем ПВА, разведенным водой (мы брали мебельный «Люкс» и кисти флиц 25 мм с натуральной щетиной) и накладываем послойно на маску. 3-4 слоя дадут идеальную толщину. Но начать следует с боковых – височных – частей, к которым будет крепиться резинка (если вы собираетесь маску надевать). В эти места прямо по краю формы нужно приклеить кусочек крафта, в который завернута небольшая полоска плотной ткани – таким образом мы укрепим края маски, и она прослужит дольше. Последний же слой можно сделать объемным – с морщинами и всевозможным рельефом, с выпуклыми глазницами и даже рогами и усами – на что у вас хватит фантазии.

У Миши – самый длинный среди всех масок нос. И самый тонкий. Да и сам он – высокий и тонкий, под стать своей маске. Он делает медленнее всех, но торопиться, похоже, не собирается. Его творчество – какое-то тихо-вдохновенное и сосредоточенное. И, кажется, он счастлив в нем. Подбегаю, даю пару советов, говорю, не бойся – намазывай все кусочки сразу. «А если высохнут?» А ты мажь погуще. Мажет смелее. Но не волнуется и не смущается. Хорошая черта для художника.

Рядом со мной – администратор «РАМТографа» Ира. Собиралась завтра пойти в маске на корпоратив, но тут узнала, что до готовности она будет сушиться не меньше суток. Расстроена? «Да ты что, столько радости и такой заряд энергии получила! Завтра покажу на корпоративе фотки – все обзавидуются».

Мама с сыном уже закончили свою маску и хотят сфотографироваться вместе с Сергеем, но в масках, сделанных художником. Он с радостью соглашается, и ему так нравится наблюдать за тем, как они освоились в этих новоиспеченных масках, что говорит: «А вы заберите их тоже». Вместо одного получили три подарка. Все правильно, чудеса, да еще накануне Нового года должны случаться.

Мама и две дочери еще раз выспрашивают рецепт создания маски. Мамы на мастер-классе не было, поэтому она все подробно записывает, а уходя делится: «Анюта давно мечтала научиться делать именно маски из папье-маше, для нее это такое счастье – сделать ее своими руками». Лучшим подарком девочке вдогонку становится кусок крафта, который Сергей разрешил ей забрать с собой. Ну а болванку, когда освободится, советует использовать для новой маски. Кажется, семье будет чем заняться в новогодние каникулы. Без маски никто не останется.

Кстати, маска сушится сутки-двое – в зависимости от количества слоев и степени намокания. Но разве во времени дело, когда создается новая сущность?

Вообще, маска – вещь мистическая. И если вы ее сделали, это не значит, что у вас получится с ней договориться. Вот и у артистов «Зобеиды» было такое задание: попробовать почувствовать маску, войти в ее образ. И не каждого артиста маска принимала. Сергей показал, как такое задание выполнялось: актер брал маску в руки, смотрел на нее, считал до 10, пытаясь понять, что это за персонаж, каким должен быть его голос и пластика и – надевая маску, входил в образ и рассказывал свою историю. Интересно, получится ли войти в образ сотворенных ими масок у наших зрителей. А, может быть, и не стоит этого делать – а оставить маски просто как память об удивительном соприкосновении с миром театра, в котором мы все же остаемся по эту сторону рампы. Благодарными. Восхищенными. Но все-таки наблюдающими за ним со стороны.

Программа к «Зобеиде» закончилась, но Молодежный образовательный проект «ТЕАТР+» продолжает свой сезон и готовит для вас новые приключения в пространстве театра. Следите за нашими новостями.

Ольга Бигильдинская

Фотографии Марии Моисеевой

 

 

наверх