Газета выпускается Пресс-клубом РАМТа



О любви и нелюбви

Премьера спектакля Алексея Золотовицкого «Женщины Лазаря»

18.03.2023

16 февраля 2023 года в РАМТе состоялась премьера спектакля «Женщины Лазаря» по одноименному бестселлеру Марины Степновой. Большая сцена театра, как это часто бывает в Молодежном, превратилась в камерное пространство, где три главные женщины советского гения – изобретателя атомной бомбы Лазаря Линдта – рассказали свои такие разные, но в чем-то одинаковые истории.

Вопреки зрительским ожиданиям, роман Марины Степновой, перенесенный на сцену, не стал семейной сагой с множеством героев: режиссер Алексей Золотовицкий сфокусировал внимание на судьбах трех героинь и сочинил спектакль, напоминающий откровенный разговор.

– Это мой пятый спектакль про женщин, поэтому мне не впервой погружаться в женский мир, – рассказал режиссер спектакля. – Этот материал мне предложил сам театр, и я с удовольствием в него окунулся. Превращать роман в сценическую версию было нелегко, но очень интересно. И потому мы вернули повествовательные куски в инсценировку (автор пьесы Мила Денёва – прим. ред.), поняв, что голос автора очень важный и отдельный персонаж. Для меня этот текст – поэзия в прозе. Мне дороги языковые сложности и красивости этого романа. И изначально у меня был концепт сделать историю без Лазаря, ведь и роман называется не «Лазарь Линдт». Сам автор делает фокус на историях его женщин.

В романе женщины Лазаря Линдта почти не встречаются (кроме Галины Петровны и Лидочки, ведь они бабушка и внучка). Но в спектакле все время общаются и вместе путешествуют во времени. Сориентироваться, какой эпизод жизни мы видим именно сейчас, можно по световому табло — электронные часы, венчающие декорацию, отсчитывают годы.

Сама история играется в зеркальном пространстве (художник София Егорова) – символе то ли безвременья, то ли золотой клетки, куда Лазарь Иосифович насильно поместил свою жену Галину (Нелли Уварова/Дарья Семенова), взяв ее самым нечестным образом. Но зеркальные створки, обрамляющие игровую площадку, то тут, то там распахиваются, давая пространству трансформироваться и переносить действие то в уютную дореволюционную квартиру наставника Лазаря, профессора МГУ, сердцем которой была его скромная бездетная жена Маруся (Анна Ковалева); то в роскошные апартаменты академика Линдта, где Галина приняла-таки новые правила игры и стала жить на полную катушку и ждать избавления от навязанного ей брака; то в балетный класс, куда Лидочку (Антонина Писарева), оставшуюся сиротой, заточила бабушка, чтобы не путалась под ногами и не раздражала ее напоминанием о ненавистном муже.

В этом женском спектакле Лазарь, о котором беспрестанно говорят героини, на сцене все-таки появится: его сыграет каждая из актрис и даже гипсовый истукан.

Однажды юноша-Линдт, замотанный с ног до головы в огромный тулуп, в исполнении Антонины Писаревой появится на пороге дома своего учителя. И Маруся, настоящая хранительница очага, женщина из хорошей священнической семьи, будет лучиться нежностью и любовью оттого, что жизнь в 49 лет послала ей этого неуклюжего гения, 18-летнего жиденка Лёсика, которого она будет считать названным сыном. А он – ответно, но уже по-мужски любить ее до конца жизни.

– Линдт – гениальный человек. К нему можно по-разному относиться, но в профессии он достиг невероятных высот, – рассуждает о героях романа Анна Ковалева. – И парадоксально, какой он в жизни. Он не имеет любви, родителей. Появляется ниоткуда и попадает в дом, полный уюта. Моя Маруся, жена профессора, невероятно интеллигентная женщина, обволакивает его любовью и заботой. В ней есть удивительная вера, что все будет хорошо. Я – тоже счастливый человек несмотря ни на что: «мне повезло такой родиться». И, как и она, делюсь желанием любить, дарить тепло людям, поэтому и работаю в театре. Но над этой ролью я работала и на сопротивление – мне важно было не уйти в чистую положительность моей героини, ведь она на самом деле ни с кем не сюсюкается. Притом, что Маруся фундаментально добрая, она жесткий, решительный, волевой человек. И в итоге делает выбор в пользу того, чего сама хочет.

Совсем иной Лазарь для Галины, юной студентки в идеально белом халатике, пышущей энергией и жаждущей любви ассистента кафедры химии – долговязого Николая Машкова. Знаменитый ученый возник перед ней гигантским омерзительным насекомым, которого она была вынуждена страстно целовать, потому что на кону оказалась жизнь и карьера любимого Николая – «воплощения сразу всех русских народных сказок». Судьба пощадила ее возлюбленного, но не пощадила саму Галину: из светлой, невинной красавицы с нескончаемой русой косой героиня превращается в роскошную циничную даму, желающую смерти и ребенку внутри себя, и мужу, смысл жизни которой – богатство и лоск, а чувства надежно закрыты от людей.

– Наш спектакль – это неожиданный взгляд на роман. В работе над ним очень быстро стало понятно, что предложенный режиссером театральный язык отзывается в нашей женской компании, и репетировали мы азартно, – рассказала Нелли Уварова. – Я никогда не могла предположить, что мне придется целоваться с истуканом и сначала восприняла эту задачу как шутку, ведь Алексей – большой шутник. А оказалось, что все всерьез! Вообще, сыграть такую роль – подарок для любой актрисы. Финальные слова моей героини: «Живи так, как считаешь нужным», – самое трагическое в ее истории. Она в свое время не пожелала этого себе, и чужой человек сыграл в ее жизни роль, превосходящую ее собственные желания. А самое важное, мне кажется, – чувствовать себя и знать, чего ты хочешь. Выбор есть только у человека, который владеет своей жизнью и имеет волю.

Для Лидочки дедушка так и останется призраком воображения. Однажды, надев большой мужской пиджак и кепку, она перевоплотится в того, кого никогда не знала. В танце маленькой балерины, будто нащупывающей психофизиологическое проявление своего незнакомого предка, то и дело будут появляться его движения и жесты (хореограф Екатерина Кислова). И только она одна из всей ее несчастной семьи наконец-то сможет открыть зеркальную клетку и выйти из пространства, где всем не хватило любви. И только в ее жизни наконец-то появится свет и настоящая любовь, которую ей не смогла дать покалеченная семья, созданная на подчинении и насилии.

– Балет для меня был самым трудным, я не люблю его так же, как и Лидочка: у меня много общего с моей героиней, – поделилась подробностями процесса работы над спектаклем Антонина Писарева. – Когда мы прочли роман и начали работу, то поняли, что нужно цепляться в нем за что-то личное, что нас волнует, в нас откликается. Я бы сказала, это роман об огромной любви и нелюбви, к себе в том числе. Все в жизни персонажей не складывается очень долго. Это происходит потому, что люди сами все усложняют, а нужно просто позволить себе быть честными с собой и с миром. Все тогда было бы не так трагично, как написано. Но тогда и не было бы такого прекрасного романа!

Спектакль оставляет множество вопросов. Например, бывает ли счастье абсолютным? У каждого ли человека есть невысказанная боль? Как научиться любить, если ты не видел любви в собственной семье? Но главное, что есть в постановке – это безоговорочная вера в человека и в чудо любви. Каждая героиня несет свет надежды и к каждой приходит понимание, что в жизни нет безоблачного счастья, но нет в ней и беспросветного горя.

Александра Ерошенко
Ольга Бигильдинская

Фото Марии Моисеевой

 

наверх