Газета выпускается Пресс-клубом РАМТа



Следствие ведут барсуки, или «Апофеоз моркови»

Премьера спектакля по «Зверскому детективу» Анны Старобинец

28.01.2023

В 2021 году в РАМТе состоялась творческая лаборатория «Молодые режиссеры – детям». Участники проекта предложили театру самый разнообразный материал для постановок в формате эскизов. В результате репертуар Молодежного пополнился спектаклем «Зверский детектив» с неожиданной жанровой характеристикой «А кого ты съел вчера вечером?».

«Дальний лес, Дальний лес, пробуди к природе интерес», мелодично запевает лесной глас. Поначалу можно подумать, нас ждет история в духе писателей-натуралистов о красоте флоры и фауны, о братьях наших меньших, как вдруг загорается неоновая подсветка, а песня приобретает ритмы техно. Это распахнул свои двери местный лесной бар «Сучок», которым владеет харизматичный Койот Йот (Иван Забелин). Здесь за соседними столиками посиживают представители самых разных типов питания, и они не смотрят в чужие тарелки. Ведь эта часть леса впереди планеты всей: согласно закону о вегетарианстве, ее резиденты не едят друг друга. Размеренный темп жизни зверей нарушает страшное известие об убийстве Зайца. За расследование этого чересчур запутанного дела берутся барсуки.

В сущности, за емким названием «Зверский детектив» скрываются сразу семь детских историй, придуманных Анной Старобинец. Спектакль в РАМТе основан на материале только первой части книжной серии – «В логове волка». Выбор в ее пользу режиссер Ирина Васильева объясняет тем, что ей больше всего нравится именно эта часть:

– Она самая собранная, здесь заявляются все персонажи, и, что важно для детского спектакля, есть внятный сюжет.

Благодаря размеренному расследованию лесные жители не мельтешат: героев вводят в сюжет постепенно, что позволяет проникнуться судьбой и характером даже не основных персонажей. Тем более что каждый из них невероятно колоритен. Здесь не работает формула «хищник = обвиняемый»: налет неонуара, пронизывающего постановку, заставляет подозревать всех и каждого.

Проводит следственные эксперименты, изучает улики, организует настоящие слежки и погони тандем сыщиков-напарников. Их взаимоотношения выстроены по детективному шаблону «бывалый vs новичок». Внешняя неповоротливость и медлительность старого Барсука (Алексей Мишаков) не мешает его проницательности, а опыт, накопленный за годы службы, помогает не угодить в ловушку. Его коллега и по совместительству приемный сын Барсукот (Владимир Зомерфельд) – абсолютная противоположность. В нем постоянно борются две сущности – врожденная кошачья и приобретенная барсучья. Первая то и дело перевешивает, смешиваясь с молодым задором, в результате чего герой обнажает свою импульсивность и незрелость. Благо рядом всегда старший рассудительный товарищ, усмиряющий излишнюю лихорадочность новичка. Невольно ищешь в этих образах отсылки к героям популярных детективов. Но когда один из журналистов подметил в образе Барсука типаж сыщика в исполнении Филиппа Нуаре, Алексей Мишаков признался, что его Барсук самобытен и сочинен самостоятельно:

– Я не любитель детективов, редко их смотрю. Какие-то мы обсуждали, но все-таки старались уйти от известных образов. Мне хотелось сделать Барсука не геройским и не крутым, не суперумным и не супергениальным. Мой герой уже не молод, работает старыми методами, например, обращаясь к Сороке-информанту, которая, наверное, его же возраста.

Перевоплощение в животного, а для некоторых актеров сразу в нескольких, если не челлендж (1), то явный флешбэк (2), ведь когда-то, будучи студентами, на уроках актерского мастерства они выполняли упражнение «Наблюдение за животными». В случае со спектаклем задачу усложняет «непримитивность» видового разнообразия героев.

– Никто не знает, как показать барсука и даже не помнит, как он выглядит, – рассказал Алексей Мишаков. – Поиск в интернете каких-то его привычек, «ужимок и прыжков» ни к чему не привел. Поэтому пришлось выдумывать его повадки.

От классического представления о сказочном зверином мире Дальний лес отличает не только наличие законодательной базы и правоохранительных органов. Это сложносочиненная книжная вселенная, которую требовалось перенести в камерное пространство Маленькой сцены, а действие уместить в полтора часа времени. Такой материал, по словам режиссера, и отталкивает, и привлекает одновременно:

– Когда я впервые открыла книгу, то прочитала первую главу и закрыла ее, подумав, что в театре такое очень сложно поставить. Это целый мир, который нужно воссоздать, не упустив никого из героев. Но потом я все-таки решила вернуться к тексту, так как история меня зацепила. В частности, тем, что эта альтернативная реальность вроде похожа на наш мир, а вроде и нет. И придумана остроумно и здорово – это будит фантазию.

Постановочная команда визуализировала сочиненные автором аналоги многих «человеческих» вещей. Мухито в барном меню, квакаунты, корневизоры и «Апофеоз моркови» – лишь малая доля остроумных отсылок к нашей реальности. В спектакле нашлось место и волоките с ремонтом при участии слепого (в обоих смыслах) прораба Крота (Дмитрий Бурукин) с его неуклюжей бригадой, и настоящему квартирному рейдерству, жертвой которого по иронии судьбы стал Волк (Алексей Бобров).

Хорош тот детский спектакль, который понятен детям и интересен родителям. В случае со «Зверским детективом» взрослый зритель тоже нетерпеливо поджидает финал, чтобы узнать развязку. Но постановка в РАМТе не «детектив ради детектива».

– Это история большой семьи, где все друг другу доверяют, живут по законам, по которым когда-то договорились жить, иногда, конечно, несовершенным или не всегда работающим. И кто-то с них соскакивает, – рассказал о подтексте спектакля Алексей Мишаков. – Поэтому мы хотели рассказать историю о том, что прежде всего нужно оставаться человеком. И не хотели, чтобы спектакль закончился поимкой преступников. Поэтому сочинили последнюю сцену, которой нет в книге. Ведь история не про преступников, а про то, что они совершили и против кого – против своих друзей.

Для Дмитрия Бурукина (исполнившего, помимо Крота, еще Грифа, Жука, Зайца и Скворчонка) «Зверский детектив» – настоящий призыв к человечеству:

– В глобальном смысле, мы – огромная семья, которая живет на этой планете. Мы должны относиться друг к другу с уважением, не предавать, любить, заниматься своим делом, жить в плюс, заботиться, помогать и не обманывать. Я за то, чтобы мы все были дружны, были друг с другом и друг за друга. Вот с такими мыслями я готовился к спектаклю.

В том, что звериное сообщество перерастает рамки обычной экосистемы, заслуга не только автора, но и сплоченной команды постановки. На сцену словно перенесена сложившаяся во время репетиций семейная атмосфера:

– Я еще раз почувствовала, насколько важно, чтобы вокруг тебя были единомышленники, – поделилась режиссер. – И среди постановочной группы, и среди артистов. Когда есть взаимный интерес друг к другу, желание и энтузиазм пробовать, открывать, подсказывать, вместе сочинять. Для меня в этой работе главное, что это наше общее сочинение, общий ребенок, в которого мы все заложили какую-то частичку себя.

Постановщики отказались от реалистичной сценографии, которая наверняка перегружала бы картину происходящего. Визуал спектакля сделан лаконично и со вкусом. Костюмы персонажей лишь намекают на их принадлежность к биологическому виду. Блатной Волк в своей элегантной тройке похож на мафиози из итальянской комедии. Манерные Сычи-адвокаты в красных туфлях (Анастасия Волынская и Яна Палецкая) будто собираются на модный показ, а не на судебное заседание. Бедную и несчастную Зайчиху (Марианна Ильина) наряжают во что-то неброское и простое, но абсолютно комичное: ее большая красная шляпа с полями вверх скрывает внутри бесчисленное потомство зайчат. Хрупкая Мышь-психолог (Мария Турова) в безупречно белом костюме, дополненном красным поясом и очками, – настоящая «психологиня», которая при необходимости сумеет постоять за себя, вооружившись антистресс-мурашкой и острыми шпильками.

Постановка детского спектакля накладывает на команду создателей обязательства не только перед маленькими зрителями, но и их родителями. И в случае чего никакое алиби их не оправдает. «Зверский детектив» за неимением улик полностью оправдан и раскуплен в кассах театра.

Полина Захаренко

Фото Марии Моисеевой

 

_____________

1 Вызов.

2. Воспоминание, взгляд в прошлое.

наверх